Анна Шерер

Marketing Evangelist
ПСИХОЛОГИЯ искусства
Я с Кирилловского начал Кирилловским и окончу…
Патографический анализ жизни и творчества М. Врубеля
Живопись в моей жизни
Живопись в моей жизни штука не случайная, более того драматичная, я видите ли, бездарный ребенок талантливого папы художника, видимо в момент моего рождения природа ушла в загул. Именно с этой установкой я и живу всю свою жизнь…тем не менее, это не умаляет моего интереса к искусству и в частности к живописи, уж интересоваться ею мне никто не в праве запретить…

Врубель всегда был для меня центром притяжения, больно он выделяется на фоне всего остального, стоя совершенным особняком как среди своих современников так и в истории русской живописи в целом.

Его искусство наполнено болью и внутренней борьбой, в буквальном смысле раздираемое внутренними противоречиями, которые навечно поселились в мятежной душе художника…Стоит лишь сменить ракурс восприятия…и вы станете очевидцами этих переживаний: крайне экспрессивная техника письма, которая так пугала его современников, цветовая палитра полная драматизма и одновременно торжественно патетическая, и его герои….герои с глазами Врубеля….существующие на самом краю бездны…тонко балансируя между реальностью и личным адом самого художника….

Я не буду заниматься пересказыванием биографии и художественным анализом его искусства, посколько не имею на это соответствующих компетенций, оговорюсь лишь, что жизнь его была сложна и путь к славе и успеху был тернист, хочу привести один анекдот того времени, который в полный мере раскрывает нелегкую творческую судьбу Михаила Александровича:
Когда Врубель был болен и находился в больнице, в Академии художеств открылась выставка Дягилева. На открытии присутствовал государь. Увидев картину Врубеля «Сирень», государь сказал:
— Как это красиво. Мне нравится.
Великий князь Владимир Александрович, стоявший рядом, горячо протестуя возражал:
— Что это такое? Это же декадентство…
— Нет, мне нравится, — говорил государь. — Кто автор этой картины? Врубель, ответили государю.
…Обернувшись к свите и увидев графа Толстого, вице-президента Академии художеств, государь сказал:
— Граф Иван Иванович, ведь это тот, кого казнили в Нижнем?
Являясь одним из самых привлекательных творцов начала двадцатого столетия, Михаил Врубель своей жизнью и творчеством вдохновлял многих историков, искусствоведов и естественно психиатров на анализ своего творчества, существует множество очерков и статей на эту тему, также как и мнений по поводу его заболеваний, было проведено множество консилиумов и сломано немало копий в попытках поставить верный и наиболее точный диагноз, принято считать что Михаил Врубель страдал нейросифилисом, прогрессивным параличом, а также маниакально-депрессивным психозом…но не один из вышеприведенных диагнозов не в состоянии вобрать все то множество симптомов, которые наблюдались у Михаила Александровича…единственное заболевание, анамнез которого в полной мере описывает состояние Врубеля, могло быть шизофренией…
Вы вправе спросить почему же не был поставлен данный диагноз, ответ довольно прост, дело в том, что понятие шизофрении было впервые сформулировано только 1908 году, швейцарским доктором Эйгеном Блеером, тогда как Врубель умер в 1910 году, поэтому сегодня смело можно сказать, о том, что Врубель страдал одной из форм шизофрении, отягощенной маниакально-депрессивными состояниями, с присущими ей психотическими сценами, бредовыми идеями величия и самоуничижения, четко сформулированной фабулой бреда, галлюцинациями и автоматизмами (голоса, которые слышит больной, звучащие как бы извне), но обо всем по порядку.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова, М. Врубель, 1890-е гг.
МЫ ВСЕ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Как известно, все наши проблемы родом именно оттуда, нашего детства, как любят шутить психологи, в три года уже поздно…и великие гении здесь вовсе не являются исключением, а скорее ярким примером всего лишь подтверждая печальную статистику…

Михаил Врубель был слабым, болезненным, тихим и застенчивым ребенком, склонным к мечтаниям и философствованию, проводившим практически все свое время в полном одиночестве и изоляции, кстати, в современном парадигме психического здоровья, все это является первыми признаками детской формы шизофрении…одной из самых злокачественных форм данного заболевания…дебют которого может наблюдаться в подростковом возрасте….

Темперамент Врубеля с большой вероятностью можно отнести к меланхолическому типу: неустойчивые эмоции и высокий уровень общей тревожности, высокий уровень чувствительности к разного рода раздражителям, высокая утомляемость и возбудимость, чувства глубокие и замедленные, внешне могут быть не слишком выражены, мимические проявления сглажены и не слишком очевидны. Все эти данные формируют определенную физиологическую картину личности художника, определяя то, каким образом он будет преодолевать будущие тяготы и лишения.

Врубель рано столкнулся со смертью, в очень раннем возрасте потеряв мать, далее его воспитанием занималась мачеха, и хоть ее отношение было вполне теплым и радушным, тем не менее, про словам самого Михаила Александровича он страдал от отсутствия любви и эмоциональной депривации…

Ранняя смерть матери Врубеля имеет критически важное значение для становления личности художника, хотя биографы практически не уделяют внимания данному историческому факту, именно боль преждевременной утраты является основным критерием для диагностики маниакально-депрессивной структуры личности, к которой с большой вероятностью, следует отнести художника…
Заревна лебедь, М. Врубель, 1900 г.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова, М. Врубель, 1890-е гг.
Маниакально-Депрессивный характер или зависимый, как еще его принято называть, в основе своей имеет депрессивную организацию, сформированную вокруг ранней потери ввиду ухода или физической смерти значимого человека в жизни ребенка.

Не имея возможности выразить свое горе в полной мере в силу различных обстоятельств: родственники могут скрывать смерть или уход близкого человека, а также могут запрещать переживать или горевать по ушедшему под различными предлогами, как то: мальчики не плачут….или о нем совершенно незачем горевать…он совсем этого не стоит…ребенок вынужден самостоятельно справляться с накрывающими его чувствами, при этом боясь открыто их демонстрировать, добавьте к этому подавленные, в силу моральных устоев, ярость и агрессию, которые очень часто сопровождают подобные ситуации и мы получим полную картину злокачественной депрессии, которую поверьте, ни один ныне созданный анти депрессант не в состоянии блокировать…

Отдельно следует сказать, что большинство людей страдающих какими либо зависимостями в большинстве случаев имеют именно депрессивную организацию, и причина тому проста: ребенок стремится к слиянию со значимым объектом, так как потеря была преждевременной, ребенок еще не успел сформировать необходимые навыки автономного существования и его так или иначе неуклонно тянет к тому самому блаженному состоянию слияния с матерью или любым другим значимым взрослым, который гарантирует беспечное существование, негу и ощущение безопасности.

Следующим этапом в формировании маниакально-депрессивной структуры личности следует попытка совладать со случившимся, наступает так называемая адаптация к сложившейся ситуации, психика применяет определенный защитный механизм, который ей доступен в силу возрастного ограничения, чем раньше наступила потеря, тем более примитивной будет психологическая защита, в случае с маниакально — депрессивными личностями в качестве защитного механизма психика избирает отрицание, что приводит к состоянию мании. То есть человек не признает утраты и начинает вести себя так, как будто бы ничего не произошло, также отрицая свою тенденции к зависимости и слиянию со значимым объектом.

Переключения между данными состояниями происходят автоматически, без участия сознательного контроля, наталкиваясь на определенные, часто непреодолимые трудности, которые являются своего рода триггерами, активизирующими защитные механизмы. При этом личность, или Эго человека остается слабым и инфантильным, не в состоянии контролировать обуревающие человека аффекты.

Именно эти процессы мы наблюдаем в формировании личности Михаила Врубеля, которые в дальнейшем определили всю его судьбу. Матери не стало когда мальчику было всего три года, затем, в жизни отца очень быстро появилась другая женщина, которая, безусловно, из лучших побуждений изо всех сил пыталась заменить ребенку мать. К сожалению, ничего худшего быть не могло, взрослые наивно полагают, что дети в этом возрасте не способны что-либо упомнить и уж тем более чувствовать и переживать…что совсем не соответствует истине….

Итак, к примерно 18 годам, личность Врубеля была полностью сформирована, являясь отличным образцом маниакально-депрессивной структуры. В биографии художника мы находим огромное количество эпизодов, подтверждающих вышесказанное.

Врубель страдал неизлечимым алкоголизмом, буквально уходя в запои и кутежи, также отличался безмерными тратами, которые были ему совершенно не по карману…поговаривали, что он спускал все деньги ровно в тот самый день, когда их получал. Своим эмоциональным состоянием Врубель также неприятно поражал светскую общественность, абсолютно не умея себя контролировать и впадая в безумные аффекты, если только не мог получить того, на что он рассчитывал.

Демон поверженный. М. Врубель, 1902
Во время алкогольных загулов характер Врубеля приобретал и вовсе зловещие черты, язвительный, нетерпимый ко всему человеческому, он изводил всех близких ему людей, так жена Саввы Мамонтова требовала «гнать его взашей»…а однажды находясь в доме Мамонтова, где за обеденным столом с блокнотом и карандашом, набрасывая портрет хозяйки, царствовал Репин, Врубель, заглянув в блокнот мэтра, ошеломил всех: "Илья Ефимович, а ведь вы рисовать не умеете".

Отдельно нужно сказать об эксцентричных выходках Врубеля в моменты маниакальных и депрессивных состояний, например однажды, он явился на светское мероприятие, загримированным под недавно усопшего приятеля, чем поверг в шок всю светскую общественность….также, в психиатрических заметках Сербского значится ситуация, когда Врубель уехал на похороны своего якобы умершего отца…в то время как, Александр Михайлович Врубель был жив и здоров…все эти данные свидетельствуют о странном отношении к смерти, как будто он в силах ею управлять, тем самым отрицая некую предопределенность и неминуемость, которую несет в себе страх смерти…а мы помним, что состояние невозможности что-либо изменить и преодолеть является ключевым в структуре личности Михаила Александровича, так вот именно таким юродивым способом он пытался высказать свое пренебрежение смерти….

Следующим малоизвестным фактом в жизни художника является эпизод его болезненного увлечения Эмилией Праховой, женой его первого работодателя. Именно невозможность добиться ее расположения стала своеобразным триггером, приведшим к психическому надлому иллюзорного всемогущества Врубеля. Эмилия так и останется непокоренной вершиной в жизни Врубеля, навсегда поселившись на его полотнах и обретя совершенно разные черты от Богородицы до Блудницы…На какие только ухищрения не был готов художник, чтобы добиться своего…Было замечено, что дабы облегчить свою боль или возможно привлечь внимание Эмилии, он занимался самоповреждением, нанося себе раны ножом, оставив многочисленные шрамы на груди…


Слово «эйдетический» происходит от древнегреческого слова «эйдос», что означает «вид» («внешний вид»), «образ», «облик». Эйдетическая память — в основном зрительная, поэтому ее еще называют фотографической (хотя некоторые ученые не согласны с подобным определением, в народе оно прижилось весьма прочно).

Эйдетики — то есть обладатели эйдетической памяти — запоминают именно зрительные образы, надолго отпечатывающиеся у них в памяти, и человек может вернуться к ним практически в любой момент, даже если видел какой-либо объект совсем недолго. Продолжая метафорическое определение, заметим, что это, скорее, не фото-, а видеопамять — эйдетики могут сохранять запомненные образы в течение долгого времени и прокручивать их как видеоролик, с воспроизведением мельчайших деталей.
Здесь мы подходим к еще одной отличительной черте Михаила Александровича, а именно, истероидной или демонстративной. Доподлинно известно, что Врубель был зациклен на собственной внешности, спуская огромные средства на поддержание внешнего лоска, парикмахерскую посещал каждый день, а также был падок на дорогие заморские духи, говорят, разводил духи в теплой воде и поливался ими прямо в тазу…

По заметкам современников, мы знаем, что выглядел Врубель по венецианской моде, разодетых в черный бархат и белоснежную рубашку с кружевным жабо, короткие штаны и белые чулки, нужно оговориться, что данный костюм кардинальным образом отличался от привычной моды того времени…

Отдельно следует сказать о людях, которыми окружал себя Врубель…помимо известных и ярких личностей своего времени, Врубель якшался с разного рода сбродом, пьяницами и блудницами, именно среди такого окружения он чувствовал себя наиболее безопасно и в своей тарелке…также бытует мнение, что Врубель не мог выносить критики и конкуренции, говорят, что он никогда в жизни не смотрел работ своих коллег-художников…

Изучая биографию Михаила Александровича, в какой-то момент начинаешь понимать, что судьба как-будто плела свои невидимые нити соединяя воедино Врубеля и его Демонов…дело в том, что отец Врубеля был военным и долгое время служил в том же самом полку, что и Михаил Лермонтов…Врубель страстно любил поэзию Лермонтова, его мелодичность и высокий слог, а также дерзкую натуру самого поэта…

Шестикрылый Серафим. М. Врубель, 1904
ДЕМОН

Идея написания идеального Демона появилась в момент работы над росписью Кирилловской церкви, а примерно к тридцати годам она становится центральной в жизни художника, постепенно формируясь в так называемую фабулу бреда (содержимое бредовых переживаний) и проходя роковой красной нитью в жизни и творчестве художника….

Врубеля мучила страшная бессонница, он попросту боялся засыпать, так как стоило ему закрыть глаза, ему являлся Демон, требовавший браться за кисть и писать, писать, писать…. И действительно данный период его жизни относится к самому плодовитому периоду, именно в это время он создает свои самые фантастические сюжеты, которые по словам художника «присланы ему покойной матерью»…

Именно в этом момент, полностью формируется так называемая фирменная врубелевская манера письма, как будто каждая из его картин выложена драгоценными камнями, существует мнение, что в моменты психопатических приступов дереализации, именно таким образом трансформировалась реальность Врубеля и обладая эйдетической памятью, он старался запечатлеть внутренний мир своих субъективных переживаний.

Думаю, многие уже догадались о метафоричном значении Демона в жизни Врубеля. Да, врубелевский демон, это маниакальная, грандиозная часть личности художника, именно таким видел себя Михаил Александрович, сильным, свободным и непокоренным в самом зените своей творческой карьеры, казалось, что весь мир у его ног и ничто, абсолютно ничто, не способно унять его мятежный и непокорный дух…и противостоять его желаниям…

И только спустя годы, пережив череду тяжелых потрясений, находясь уже в возрасте 45 лет, порядком обессилив и утеряв волю к бесконечному и бессмысленному сопротивлению, дух художника сломлен и обескровлен…именно в этот момент рождается «Демон поверженный» как манифест сломленного духа самого художника…

Михаил Александрович Врубель умер 14 апреля 1910 года.

Единственную речь на его похоронах произнёс Александр Блок: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Как известно, все наши проблемы родом именно оттуда, нашего детства, как любят шутить психологи, в три года уже поздно…и великие гении здесь вовсе не являются исключением, а скорее ярким примером всего лишь подтверждая печальную статистику…