Cursor image
Делаем бизнес по науке
ПРИКЛАДНОЙ НЕЙРОМАРКЕТИНГ
АНАТОМИЯ РЕКЛАМЫ
[Анна шерер]

Что не так?

  • Прежде всего, сам факт нарушения личного пространства и границ, чем грешит большинство рекламных сообщений, вызывает агрессию и порождает сопротивление, что приводит к обратному эффекту - отрицание и желание избежать навязчивого предложения. Важным моментом является тот факт, что теперь ваш бренд в памяти потенциального клиента связан с негативными эмоциями, считайте, этого клиента вы попросту потеряли.

  • Лобовое предложение о потаенных желаниях, это в случае, если такая потребность действительно существует, вызовет чувство вины и стыда, и даже, при наличии жгучего желания, человек будет вынужден отказаться от покупки, так как ему будет невыносима сама мысль о том, что кто-то чужой, со стороны, смог догадаться о наличии подобной потребности и желания. Это называется сопротивлением.

  • Сообщение, которое построено на логике, аргументах и доказательствах, а так устроены все модели создания текстов, противоречит основным принципам работы головного мозга, разберемся с этим дальше, а это означает, что сообщения созданные таким образом не способны вовлечь реципиента и остаются без внимания, выкидывая деньги рекламодателя на ветер.

Вы должны со мной переспать!

Что, если на улице, к Вам неожиданно подрулит мужчина, примерно с таким предложением: Вы должны со мной переспать! Вам это точно понравится, потому что:
  • длина моего члена 20 см
  • время среднего полового акта - 20 мин
  • 95% девушек, ранее занимавшихся со мной сексом, подтвердили, что остались довольны.
Вы конечно поспешите избавиться от столь заманчивого предложения, но не тут то было, этот мужик будет бегать за вами еще долгое время, каждый раз предлагая свои ненавязчивые услуги.

Несколько утрировано конечно, но именно так сегодня выглядит 99% всех рекламных сообщений.

Основные принципы работы головного мозга, которые важно знать

  • Принцип доминирования и соподчинения различных структур мозга, которые развивались в процессе эволюции. Это о том, что нашим поведением на самом деле управляет так называемый эмоциональный мозг, первая сигнальная система, или Система 1 по Канеману.

  • Принцип постоянного функционирования, наш мозг в этом плане похож на двигатель, который работает на холостом ходу, это необходимо для того, чтобы обеспечивать своевременную реакцию на изменения окружающей среды. Представьте, например, если двигатель автомобиля выключен, а вам срочно необходимо скрыться от погони, чем дольше вы его заводите, тем больше шансов погибнуть, таким образом, принцип бесперебойной работы нашего головного мозга обеспечивает выживание всего организма.

  • Третий принцип вытекает из второго, это принцип сохранения энергии. Если учесть, что мозг постоянно вынужден работать на холостом ходу, то энергия должна расходоваться в экономном режиме, не распыляясь на стимулы, которые не важны для выживания и не затрагивают аффективно значимые элементы нашего опыта.

Перезагрузка

Так как мозг всегда работает на хлюстом ходу, происходит постоянное сканирование окружающего пространства на предмет выявления угрозы и источников удовольствия. Натыкаясь на источник, например, угрозы, мозг включается во взаимодействие, активируется система «ПОИСК», которая управляется дофамином и только после того, как эмоциональный мозг решает, что данная информация может быть значима для организма, сигнал поступает на поведенческий и когнитивный уровни, мы вникаем в происходящее и прикладываем усилия для когнитивной обработки информации.

Другими словами, логические умозаключения апеллируют исключительно к когнитивной сфере, большим полушариям, но чтобы включить интерес, чтобы запустить процесс переработки информации, сначала необходимо активировать эмоциональный мозг. Теперь вы понимаете, что если информация не затрагивает жизненно важные аспекты деятельности человека, то мозг попросту не станет тратить на это свою драгоценную энергию, а это значит, что все ваши доводы, аргументы и доказательства, не более чем источник раздражения.

Понимание данного механизма критическим образом влияет на существующие ныне подходы к созданию рекламы и любого другого контента, обращенного к клиенту. Следует запомнить, что все, что направлено напрямую в когнитивную сферу, представляет собой источник раздражения и вызывает отрицательные эмоции, которые автоматически связываются с вашим брендом и товаром и сохраняются в аффективной памяти клиента. Чтобы этого избежать, сообщение должно иметь восходящую структуру, сначала активировать эмоциональный мозг и только затем, вываливать рациональную информацию в качестве доказательств.

Как активировать эмоциональный мозг?

Чтобы создать работающее рекламное сообщение, необходимо запомнить две самые важные вещи, которые являются следствием тех принципов работы головного мозга, которые обсуждали выше:

1. Сообщение должно содержать жизненно важные сигналы, на которые отреагирует эмоциональный мозг. Это информация об опасности, угрозах и обращение к значимым аффектам для личности. Пример, если вы продаете страхование жизни, то передайте сигнал об опасности, угрозе жизни и только затем предложите лекарство в виде своего предложения с фактами и доказательствами.

2. Сообщение должно быть личным, так, как будто вы смотрите на него глазами клиента, преломлено сквозь призму проблемы вашего клиента. Вроде бы просто звучит, но на деле, это сделать довольно сложно, так как это требует особой компетенции, навыка выйти за пределы своей личности и умения поставить себя на место другого человека, это называется эмоциональным интеллектом и для того, чтобы проделывать подобные вещи, его показатели должны быть предельно высокие.

Все, что сегодня производится рекламной индустрией, это очень и очень далеко от клиента и его проблем. Как правило, это расхваливание и перечисление преимуществ компании, продуктов и их характеристик, но никак не того, что это даст клиенту, как это решит его проблему.
Научитесь смотреть на мир глазами своего клиента, это непреложный закон клиентоцентричности, который вытекает из нейробиологии и психологии.

Как это выглядит на практике?

Прежде всего, очень важно понимать кто ваш клиент, какие проблемы его беспокоят, необходимо иметь навык идентификации болей, ненавижу это слово в применении к маркетингу, так как часто люди употребляют его невпопад, но здесь оно к месту как никогда. Боль это не действие, которое необходимо сделать, боль это то, что беспокоит человека, то, что даже не осознается самим клиентом.

В ситуации моего примера, это идентификация неудовлетворенной сексуальной потребности, которую можно идентифицировать по косвенным признакам и в чем ни признается ни один нормальный человек, более того, как правило, он сам об этом не догадывается, тут находится та самая ловушка ложного инсайта, в которую обязательно попадут маркетологи старой формации с их фокус группами и анкетированием. Здесь могут пригодиться навыки психографического исследования, с их арсеналом проективных методов и глубинных интервью.

Далее следует поиск верного инсайта и лекарства, условно что необходимо сделать, чтобы облегчить боль. Здесь могут быть несколько вариантов, необходимо выбрать тот, который наиболее подходит данному типу личности, именно типология определяет механизм взаимодействия между клиентом и товаром или услугой. Опять же, вернусь к моему примеру, например объект нарциссического типа необходимо фрустрировать, то есть показать, что ему что-то недоступно, а объект мазохистического типа требует совершенно иного взаимодействия, наилучшим способом будет спасение или защита.

Так как мы обращаемся к эмоциональному мозгу, который читать не умеет, а мыслит символами и образами, то лучше всего работают картинки, которые будут довольно прямо говорить о потенциальной угрозе или опасности.

Лучше всего, если сообщение будет контрастным, те самые до и после. Я конечно понимаю, что креативным такой подход не назовешь, но зато эффективным - однозначно. Первичные структуры эмоционального мозга «видят» мир в черно-белых тонах, люблю или ненавижу, поэтому сообщение должно быть четким, понятным, без вот этих всех пространственных намеков, которые так любят видавшие виды креативные директора.

Сообщение обязательно должно содержать побуждение, эмоциональный призыв, который простимулирует необходимое количество дофамина, для того чтобы удержать внимание клиента на сообщении, обработать его и сформировать функциональную систему - программу действия, которая останется актуальной, пока действие не завершится. Другими словами, это демонстрация лекарства, которая будет предельно понятной, но в меру доступной, чтобы поддержать интерес, кому интересен доступный партнёр, и вызывать приятное возбуждение…

«Мы не думающие роботы, которые умеют испытывать чувства, мы роботы с чувствами, которые умеют думать»

[Антонио Дамассио, нейробиолог]