Cursor image
Делаем бизнес по науке
ПРИКЛАДНОЙ НЕЙРО- И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
КОгнитивные искажения. Природа когнитивных искажений и их классификация
[Анна шерер]

Когнитивные искажения

Честно признаюсь, я как клинической психолог, данное определение считаю ошибочным, да простит меня профессор Канеман, как и попытки приписать искажения всем подряд, все это выглядит очередным упрощением свойственным фундаментальной науке, которая стремится впихнуть сложнейший конструкт человеческого поведения в свою бинарную логику, тем самым, порождая недоверие, которое определенно ведет к разочарованию в эффективности…

В принятой формулировке меня не устраивает использование слова когнитивные, от лат. cognitiо «познание», потому как понятие когниция или когнитивный отсылает нас к разделу психологии, которое изучает высшие психические функции, такие как память, мышление, воображение, процессы научения и познания, сосредоточенные в неокортексе, который является эволюционно более поздней структурой головного мозга, данную феноменологическую структуру принято называть второй сигнальной системой, в свое время открытую Иваном Петровичем Павловым.

Однако искажения, во всем их разнообразии, имеют разную природу и являются результатом взаимодействия биологических, аффективных, поведенческих и социальных структур, которые представлены в головном мозге и психике.
Условно, я бы разделила все искажения на биологические, аффективно-когнитивные, поведенческие или социальные.

Так, биологические искажения, являются следствием работы головного мозга и не имеют никакого отношения к социальным, поведенческим и личностным особенностям, характерны для всех людей. Например, оптические иллюзии, связаны с устройством зрительного анализатора, который является продуктом нашего эволюционного развития.

Аффективно-когнитивные искажения являются следствием взаимодействия двух уровней психики, как вы уже догадались, аффективного и когнитивного уровня, в результате встречи аффектов, чувств и эмоций, а также процессов речи и мышления. Здесь важно, что искажения приобретают личностные особенности, определятся уровнем личностного развития, подробности будут ниже.

Поведенческие, они же социальные, являются результатом полученного в детстве опыта, закреплены в виде социальных установок и стереотипов, имеют индивидуальную природу, зависят во многом от среды, воспитания, социального уровня и образования.

Почему все так сложно?

Проблема познания человеком самого себя имеет давнюю, порой трагическую, историю. Изучение головного мозга и собственно психики затруднено прежде всего вопросом, который в психологии известен как психофизиологическая проблема, то есть, вопросом взаимодействия между биологией, мозгом и психологией, психикой.

Баталии ведутся уже не одно столетие и каждая из наук тащит одеяло на себя, так биологи, представители биологической или медицинской модели, считают что все начинается с головного мозга и изучение анатомических особенностей откроет секреты человеческого поведения, мотивации, развития в норме и патологии.

К сожалению, изучение отдельных структур без концептуализации, пустая трата времени, которая иногда, доходит до абсурда и трагикомедий, возьмите хоть фармакологию...миллиардная индустрия и ни одного вылеченного пациента.

Приверженцы другого подхода, психологического, считают, что всем правит психика и нет нужды изучать биологический субстрат, что так же приводит к парадоксальным концепциям и умозаключениям, одним из которых является бихевиористский подход, где психика - это черный ящик, непознаваемый априори.
Лишь только последние несколько десятилетий, примерно с 90х годов прошлого столетия наметилась тенденция к движению навстречу друг другу, когда на пересечении двух наук наметилось появление новой дисциплины, которая включает в себя и изучение нейробиологии и изучение психических процессов, это направление получило название аффективной нейробиологии, а прикладное применение этого научного знания было определено как нейропсихонализ.

Мне очень импонирует метафора, которую использует профессор М. М. Решетников, который кстати, за разработку этой теории был номинирован на Нобелевскую премию по медицине, он говорит о том, что мозг это хард, железо, которое обеспечивает функциональный аспект работы головного мозга, это то, что является идентичным у всех людей, а вот психика - это софт, программное обеспечение, которое у всех людей разное и зависит от факторов среды. Именно софт обеспечивает природное разнообразие, благодаря этой возможности мы так не похожи друг на друга.

И хард и софт развиваются по определенным законам, согласно стадиям развития, оказывая непосредственное влияние друг на друга, а нарушение в развитии приводит к формированию разного рода особенностей и разнообразия в популяции.

Природа искажений

Наибольший интерес представляют искажения, которые имеют индивидуальную или социальную природу, именно они являются источником противоречий между людьми. Я бы выделила три ключевых фактора, которые влияют на формирование когнитивных искажений.


Фактор №1 - уровень личностной организации

Если говорить несколько упрощенно, то уровень личностной организации можно условно назвать уровнем эмоционального интеллекта. Принято выделять три уровня: реальность, фантазия и пограничная зона между фантазией и реальностью.

Так, граждане живущие в реальности называются невротиками, которых принято считать условной нормой, они имеют высокий уровень эмоционального интеллекта, что выражается в эмоциональной зрелости, независимости суждений и действий, ответственность и реалистичный взгляд на происходящее вокруг, включая как положительные, так и отрицательные моменты жизни, другими словами, эти люди не убегают от реальности, какой бы сложной она не была.

Граждане живущие в фантастической реальности называются психотиками, это люди с низким уровнем эмоционального интеллекта, застрявшие на очень ранней стадии эмоционального созревания. Крайне эгоцентричны, мир в буквальном смысле крутится вокруг них, а все происходящее в мире имеет к ним непосредственное отношение и нацелено именно на них.
Другие для таких людей, все лишь продолжение их самих и существуют, чтобы выполнять их желания и мечты, практическое полное отсутствие границ между ними и другими. Мы с тобой одно целое - типичная фантазия психотика. Как правило, крайне беспомощны и несамостоятельны, инфантильны и склонны к манипуляции другими, в буквальном смысле ведут себя как маленькие дети, сбивая с толку посторонних своим взрослым видом.
Не могут выносить реальность такой какая она есть, сбегают из нее в свои болезненные фантазии, наполненные магическими представлениями о собственном величии и несокрушимости, ну всякие волшебники, инопланетяне тоже сюда. И пусть Вас не смущает личина взрослого человека или социальный статус психотика, часто это вполне социально успешные люди, с такой вот особенностью восприятия.

Ну и наконец, многочисленное большинство, так сказать мечущихся на границе между реальностью и фантазией. Эта категория граждан по большей части пребывает в реальности, но, при возникновении сложных ситуаций сбегает в фантазию, так сказать в сумеречную зону, пытаясь справиться с неотвратимостью событий.
Фактор №2 - типология личности

Как уже было сказано выше, индивидуальные искажения являются продуктом взаимодействия двух структур, более ранней, первой сигнальной системы, где берут свое начало базовые аффекты, являющиеся прародителями эмоций и второй сигнальной системы, где размещены когнитивные функции, именно этот союз аффектов и когниций, называется индивидуальными представлениями или картиной мира. Картина мира формируется на стыке аффектов и опыта, а далее формируется в представления, являясь субъективным содержанием нашего сознания. Можно сказать, что и сама картина и ее реалистичность, целиком и полностью зависит от тех, кто приложил к ней руку: самого индивида, его биологических особенностей, родителей и способов воспитания, а также социокультурного контекста в который включены история и традиции данного социума.


Фактор №3 - социальные стереотипы и установки

Здесь есть один очень интересный момент, это то, каким образом мы усваиваем эти социальные конструкции. Дело в том, что происходит это довольно рано и без нашего ведома, мы как бы проглатываем, интроецируем внешний объект вовнутрь себя: сначала контроль за нашим поведением осуществляет взрослый, а затем, мы усваиваем его систему хорошо-плохо и теперь способны сами контролировать и управлять своим поведением. Трудность заключается в том, что процесс происходит имплицитно, не осознаваемо, и конечно, мы считаем, что все эти своды правил и ограничений, порой доходящих до полного абсурда, являются частью нас самих и истиной в последней инстанции.

Как устранить баг в системе?

Столь подробное описание механизмов формирования искажений неслучайно. Имея представления о природе когнитивных искажений, довольно легко понять как можно минимизировать их влияние на собственное восприятие.

Понятное дело, что нам не под силу работать с тем, что мы называем железом, то есть, те когнитивные искажения, которые являются следствием несовершенства нашего железа, головного мозга, исправить вряд ли удастся, здесь достаточно быть осведомленным о наличии такого феномена.

Справиться с личными багами также довольно сложно, для этого требуется помощь специалиста, которым, как правило, выступает психотерапевт. Именно психотерапевт распутывает замысловатые нагромождения в нашем психическом пространстве, сортируя отдельно опыт, аффекты, установки и стереотипы.

Благодаря снижению уровня аффектов или полному освобождению от них, происходит формирование нового, позитивного опыта, который формирует новые нейронные связи, а значит новые, более адаптивные и гибкие способы реагирования на происходящее в реальности.

В некотором смысле, окно, сквозь которое мы смотрим на мир, становится все более и более прозрачным, тем самым, сводя к минимуму помехи и искажения, все больше приближая нас к объективной реальности.

Каждый считает границы своего горизонта границами мира.

[Артур Шопенгауэр]