Cursor image
Делаем бизнес по науке
ПРИКЛАДНОЙ НЕЙРО- И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
МАРКЕТОЛОГ ОТ БОГА
[Анна шерер]
Нас уже больше 5500, это очень круто для скромного авторского канала, спасибо каждому из Вас!
Мы разные, с опытом и без, маркетологи и как выясняется — не только…
Но всех нас объединяет одно — неравнодушие и желание что-то изменить…
Я всегда топлю за эволюцию, за поступательный и качественный рост и как водится начинать нужно с себя.
В общем, канал у нас читающий, жаждущий, как выясняется, знаний, поэтому, привожу список книг/лекций необходимых к изучению для посвящения в маркетологи.
Здесь список необходимой информации, которая на мой взгляд, является must для каждого специалиста, претендующего на звание маркетолога, повторюсь именно минимум, двигаться вширь и глубь — дело каждого в отдельности.
Логика следующая, я выделяю несколько необходимых компетенций, без которых никуда и материалы подобраны исходя из необходимости развития именно этих компетенций:

  • Стратегическое мышление;
  • Собственно компетенции в маркетинге;
  • Психология
  • Арт&Креативность;
  • Визионерство;
  • Личностные аспекты
А также, мы будем идти от общего к частному:

  • Экономика
  • Компания
  • Стратегия
  • Маркетинг
  • Брендинг
  • Реклама
  • Личность маркетолога

Гегель по утрам

Помню, как однажды на лекции по философии, спросила у препода как развивать логическое мышление.
Нужно отметить, что преподаватель был выдающимся мыслителем, поражал своим видением и мировоззрением, хотелось слушать и не упустить ни одного слова…..
Ответ был следующим: утром просыпаетесь, пару страниц Гегеля в оригинале читаете, и все у Вас будет…
Вот так с тех пор и повелось, встаю, кофе и здравствуй Гегель…
Понятное дело, Гегель давно прочитан, но вы понимаете, на его место всегда находится что-то новое и удивительно познавательное!

Экономика

Зачем. Следует иметь представление, хотя бы поверхностно, об экономическом устройстве мира, понимать что есть спрос, его эластичность и факторы влияющие на них, а также понимать уровни экономического развития, чтобы предлагать компании/бренду адекватную уровню экономического развития — политику маркетинга.

Экономика это контекст в котором развивается компания, чтобы грамотно управлять маркетингом важно понимать основные факторы влияющие на развитие компании.

Пример. Стремительно развивающийся рынок, низкая конкуренция, ненасыщенный спрос: задача маркетинга — удовлетворение спроса и весь маркетинг сводится к…нулю…здесь действительно маркетингу делать нечего, главное это наличие товара, именно об этом мы говорили в предыдущем посте.

Книг по экономической теории огромное количество, найти что-то реально интересное если ты не фрик от экономики нереально сложно, в этой ситуации я ориентируюсь на личность автора, разделяю ли я его ценности или нет.

В данном случае, хочу Вас познакомить с Александром Аузаном, именно книги его авторства буду рекомендовать к прочтению, помимо того что Аузан декан экономического факультета МГУ, по состоянию души он та еще 5 колонна, один из авторов неоэкономического подхода и создатель такого понятия как «институциональная экономика», в общем, скучно не будет, обещаю, итак:

  • Экономика всего, Александр Аузан.
  • Институциональная экономика, под редакцией того же Аузана.
  • Это для тех, кто хочет загнаться и знает язык, курс лекций «Теория Игр» от Yale University

Компания

Зачем. Маркетолог должен понимать на каком уровне развития находится компания, какова структура компании и ее корпоративная культура.

В идеале, структура компании и ее корпоративная культура должны соответствовать уровню развития рынка и петь, если так можно сказать в унисон, если компания пробуксовывает — печальный финал неотвратим, ровно как и наоборот.

И еще момент, очень важный при выборе компании в которой вам бы хотелось работать, экстремально важно понимать на каком уровне своего развития находится компания, дабы понимать прийдетесь вы ко двору или нет, для примера: если вы мечтаете внедрять навыки инновационного маркетинга, а компания на уровне экстремального роста, ей не до ваших заморочек, итог очевиден, маркетолог разочарован, работодатель в очередной раз убедился что маркетологи не от мира сего, витающие в облаках, надеюсь вы понимаете о чем я….теперь к источникам знаний.

Вряд ли на эту тему кто-то пишет лучше чем Ицхак Адизес.

  • Управление жизненным циклом корпораций, Ицхак Калдерон Адизес, вообще именно эту книгу считают настоящей библией по данному вопросу, если что и читать, то именно этот вариант.
  • Организации будущего, Фредерик Лалу, это для тех, кто хочет заморочиться поглубже и проникнуть в будущее, перед вами труд на тему следующего витка в эволюции корпоративного управления, особенно рекомендую тем, кто работает с новым поколением ЦА.

Стратегия

Зачем. Маркетинг как стратегия управления компанией — это актуальная сегодня парадигма современного бизнеса.

Написано миллион книг, но лучше Котлера есть только Котлер, который пишет о стратегии, эту книгу нужно не просто прочитать — выучить наизусть:

  • Стратегический менеджмент по Котлеру, Филипп Котлер.
  • Современный стратегический анализ, Наталия Александровна Казакова, как положено отечественному учебнику — нудный, скучный, но содержит полный набор инструментов для стратегического анализа с подробным обоснованием методик и примерами, поэтому, не хочешь, но читаешь, судя по состоянию книженции, не один раз….
  • Наука побеждать, Александр Васильевич Суворов.
Неожиданный поворот, подумали Вы? Да!!! И не говорите после прочтения этой книги, что русские хреновые стратеги и руководители, пусть таких не много, но Александр Васильевич — просто огонь, это не только учебник по управлению и стратегии, но и невероятный источник вдохновения.

Маркетинг Основы

За всех ответит Котлер. Опять же, инфы огромное количество, но все это круги на воде после камушка брошенного именно Котлером, поэтому, предпочитаю изучать первоисточник. Есть два варианта:

  • Основы маркетинга, Филип Котлер, для совсем новичков, азбука по маркетингу.
  • Маркетинг от А до Я, Филип Котлер, здесь приведен обзор всех существующих ныне концепций и теорий, их около 80, кстати есть аудио формат.

Маркетинг Эволюция

Следующий виток эволюции маркетинга, звездный час наступил, маркетинг наконец-то повернулся лицом к потребителю.

  • Маркетинг 3.0, Филип Котлер, нет ну а как? Старикан опять впереди планеты всей и топит за эволюцию в маркетинге, читать одно наслаждение!
  • Взлом маркетинга, Фил Баден, ну вдруг вы не в курсе, тайный кодекс нашей пятой колонны, колонна по адресу, если что: https://t.me/joinchat/FHqb9RDjWFKNe8zcuHKyjg

Для тех, кто хочет вширь и вглубь:

  • Думай медленно, решай быстро, Даниэль Канеман.
  • Психология потребителей и реклама, Георг Фельсер, 700 страниц, но после прочтения вы гарантированно станете настоящим джедаем в области психологии маркетинга.
  • Покупатель на крючке, Нир Эяль, Райан Хувер, сильно слабее чем предыдущий фолиант, но прочитать стоит.
  • Психология маркетинга и рекламы, Клаус Мозер, 370 страниц, нудной до скрипа зубов и с плохим переводом, но никто не обещал, что всегда будет Котлер.

Branding

  • Бренд навсегда, Жан-Ноэль Капферер, лучшая книга по брендингу на сегодняшний день, содержит все, что нужно знать о строительстве бренда, включая сегмент класса люкс.
  • Большие бренды — большие проблемы, Джек Траут, книга о том, что случится если игнорировать практику и науку маркетинга и брендинга, в общем, учитесь на чужих ошибках.

Реклама, PR

Ничего отдельного и толкового мне не попадалось, то, что преподается в рамках специализированных курсов в ВУЗах, не представляет сколь нибудь интересным…сорри, ничего личного.

Книги, рекомендованные в рамках маркетинга, содержит достаточное количество информации являющихся основой рекламы и PR.

Здесь могу порекомендовать только крутейший документальный фильм об отце основателе PR, Эдварде Бернейсе, по совместительству племяннике Зигмунда Фройда, который мгновенно пустил дядюшкину теорию в действие и был признан самым влиятельным человеком своего времени:
Есть также версия на русском языке.

Также хочу порекомендовать несколько ресурсов для практического применения, а именно:

  • Огилви о рекламе, Дэвид Огилви, пионер в области рекламы и копирайтинга, мало что изменилось с тех пор, ну если только писать мы стали хуже и примитивнее…

Личность маркетолога: искусство, визионерство

  • Любой курс лекций по истории всемирного искусства — must.
  • Черный квадрат, Малевич, книга, написанная автором черного квадрата о революции в искусстве.
  • Психология творчества, креативности, одаренности, Ильин. Одна из немногих книг раскрывающая суть креативности и основные психологические механизмы, ее определяющие.
  • Футурология, Алексей Турчин и Михаил Батин, что нас ждет в ближайшем будущем: бессмертие или глобальная катастрофа?
  • "Креативный класс", Ричард Флорида, о людях, которые уже сегодня создают будущее.
  • "Вглядываясь в солнце жизнь без страха смерти", Ирвин Ялом, вообще Ялом уникальное явление в современной психологии, основатель экзистенциального направления психотерапии, пишет на стыке художественной литературы и психотерапии, можно читать все, ну наверное за исключением учебников, развитие уровня эмпатии, а также сдвиг парадигмы — гарантирую.
На этом у меня все, еле осилила, надеюсь не зря.
Да, если вы заметили, я очень много привожу ссылок на так называемые "открытые университеты", на базе учебных заведений с мировыми именами.
Это невероятно крутая история, вы имеете уникальную возможность получать информацию из первых так сказать рук и быть в курсе происходящего в кузницах будущего. Рекомендую.