Cursor image
Делаем бизнес по науке
ПРИКЛАДНОЙ НЕЙРО- И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
Мазохистический тип личности. Сегментация потребителей на основе психографики
[Анна шерер]

Аффективный профиль

Сразу оговорюсь, что термин «мазохизм», который используется в психодиагностике, не подразумевает любви к боли и страданиям. Человек, имеющий мазохистический тип личности, выдерживает боль и страдание в надежде, сознательной или бессознательной, на высшее благо.

Владельцы мазохистического характера производят впечатление высокомерных, напыщенных и все презирающих людей. Они как будто возвышают свои страдания и смотрят свысока на простых смертных, тех, кто не способен вынести подобные несчастья.

На самом деле страдание для таких людей — это своеобразный механизм компенсации, который служит для того, чтобы поддерживать хрупкую самооценку. Если убрать этот компенсаторный механизм, то эти люди ощущают себя как недостойных, отвергаемых и заслуживающих наказание. Их самость наполнена чувством обездоленности и неполноценности, они убеждены, что обречены на дурное обращение и непонимание.

Причиной такого отношения к самому себе, как и в ситуации с депрессивным типом личности, является ранняя потеря, эмоциональная депривация и заброшенность. Так же как и люди с депрессивным характером, мазохистический тип личности наполнен бессознательным чувством вины.

Однако, в отличие от депрессивного типа, люди с мазохистическим характером способны почувствовать гнев, огорчение и даже возмущение. Другими словами, мазохисты видят себя как страдающих, но считают это несправедливым, считая себя проклятыми безо всякой вины или имеющих «плохую карму».

Мучай меня, но не бросай!

У меня было чувство, что я хотела опять стать маленькой. Я все еще хотела оставаться под защитой своей матери. Я хотела, чтобы она меня сейчас же высекла, потому что высечь - это способ заставить людей слушаться и вести себя лучше наперед. Если бы моя мать секла меня больше, я могла бы держать себя в руках.

Имплицитная цель

Основа мазохистической динамики — терпимость к боли и жертва собой, своими интересами во имя сохранения отношений и привязанности любой ценой. В свое время, Фрейд был поражен силой и мощью навязчивых повторений: жизнь несправедлива, те, кто больше всех страдал в детстве, продолжают страдать во взрослой жизни. Этому есть объяснение — привычный способ справляться с тревогой и тем самым контролировать отношения с другими людьми.

Мазохистически организованные люди уверены, что находятся во власти взрослых, которые в любой момент могут наказать и причинить боль. Чтобы избежать вспышек неконтролируемого гнева и наказания, такие дети привыкают сами провоцировать наказание, по крайней мере, таким образом они могут контролировать ситуацию. Вырастая, они сохраняют привычные формы поведения.

Эксплицитная цель

На эксплицитном уровне мы видим людей которые жертвуют собой ради высшей цели. Их самооценка и самоуважение основано на способности выдерживать боль и страдания. Общество с благодарностью принимает подобное поведение и даже поощряет его. Однако важно помнить, что это является бессознательной тенденций, способом маленького ребенка справляться с опасной и разрушающей ситуацией. Имеет ли право общество принимать такую жертву?

Другими словами, это компенсация внутренней боли и страдания, отыгрывание своей внутренней драмы при помощи жертвы. Рано или поздно, механизм компенсации перестает исправно функционировать и тогда агрессия спрятанная внутри начнет просачиваться наружу, разъедая всех вокруг, включая и саму жертву.

Поведенческий паттерн

Поведение мазохистически организованных людей определено двумя ситуациями, вокруг которых организована мазохистическая личность. Первая — это контролировать взаимодействие с другими, которое по определению мазохиста всегда непредсказуемо и опасно. Второе — это попытка преодолеть чувство вины, заставив чувствовать виноватым другого.

Принято выделять несколько часто встречающихся поведенческих паттернов. Провокация, которая направлена на другого с целью вызвать гнев и наказание. Суть такого поведения заключается в том, что в ситуации провокации, мазохист контролирует происходящее. Умиротворение, как попытка предотвратить еще большее наказание: «Я и так уже достаточно страдаю, пожалуйста, не нужно больше». Эксгибиционизм, как попытка привлечь к себе внимание: «Смотрите, как мне больно!». Смещение вины на другого человека: «Смотри, что ты заставил меня делать»!

Иногда, поведенческие паттерны мазохистических людей принимают невероятные формы, которые логически сложно понять и объяснить. Так например, заброшенные дети, лишенные внимания и любви, во взрослой жизни постоянно провоцируют других на то, чтобы их пинали и всячески оскорбляли. Это форма патологического нарциссизма, здесь работает убеждение, что лучше пусть меня бьют, чем вовсе не замечают. Пресловутое «бьет — значит любит».

КОГНИТИВНЫЙ ПРОФИЛЬ

Когнитивный профиль или картина мира, отражают базовые аффекты и опыт человека. Это установки и убеждения, которые сформировались в результате взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми. Можно сказать, что это буйки, заплывать за которые опасно для жизни. И хотя ситуация давно изменилась, буйки продолжают ограничивать и направлять нашу жизнь, какими же парадоксальными и примитивными они не были.

Так, мазохистичные люди убеждены, что их любят и заботятся о них исключительно в ситуациях боли и страданиях. Такое убеждение, опять же, берет свое начало в самом раннем детстве. Родители таких детей вспоминали о них только в ситуациях апокалипсиса, когда с ребенком что-то происходило несчастье, болезнь или травма. В такие моменты, даже самые нерадивые родители собираются и из последних сил жалеют ребенка, проявляют нежность и хоть какую-то заботу. Этого достаточно, чтобы сформировалось связь между болью и страданием, заботой и вниманием.

Еще одна установка, которая определяет мазохистичную динамику — это поощрение за самопожертвование и самоотречение. В ситуацию полного отсутствия внимания и заботы, ребёнок из всех сил старается угодить родителю и заслужить его одобрение. Здесь формируется инверсия отношений, когда родители и дети меняются ролями, в таких отношениях ребенок заботится о своих родителях, а родители всячески поощряют такое поведение. Человек вырастает с убеждением, что его ценят исключительно в ситуации самопожертвования, такие люди не замечают, что они подверглись моральному насилию со стороны взрослых, а общество, с его пропагандой самоотречения всячески поощряет подобное к себе отношение.

ТРИГГЕРЫ/АНТИ-ТРИГГЕРЫ

На всякий случай напомню, что триггеры и анти-триггеры, это наборы понятий, которые отражают психическую динамику. Тригерры — это понятия, которые возбуждают первую сигнальную систему, стимулируют стремление к удовольствию, мобилизуют психику и активируют действия. Анти-триггеры наоборот, стимулируют поведение по типу избегания, сигнализирую о болезненном опыте и переживаниях.

Так, для мазохистического типа личности триггерами являются следующие понятия: моральное превосходство, долг, честь, доблесть, во имя других, самоотречение, пожертвование во благо других, бескорыстие, забота о других, сила духа, страдание, спасение.

Анти-триггеры: эгоизм, любовь к себе, забота о себе, собственные интересы, деньги, финансовая выгода, прибыль, во имя себя, Я, собственная ценность.

СТИЛЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Особенности потребительского поведения включают концептуальную направленность, которая определяет выбор брендов и продуктов. Условно, это концептуальная надстройка, которая определяет сегмент рынка. Так же это явление получило название идеологическое потребления, где концепция сильнее, чем бренд. Другими словами, это когнитивная карта, которая определят алгоритм выбора и принятия решений.

Концепция определена аффектами личности, можно сказать, что концепция — это квинтэссенция того, с чем человек хочет себя ассоциировать, и против чего он выступает. Если мы вспомним аффективную динамику мазохистических людей, то концептуальная направленность их предпочтений станет очевидной.

Мазохистически организованные люди ассоциируют себя с лишениями и жертвенностью во благо других. Отсюда следуют определенные ограничения и отказ от привычных вещей и продуктов. Отказывая себе в роскоши и наслаждении, этот тип потребителей закрывает свои психологические потребности. Отказ от роскоши и приятных вещей — это моральное превосходство над другими, с другой стороны — это аргумент, который рационализирует отсутствие финансовых возможностей для покупки дорогих вещей.

Нейроэстетика

Нейроэстетика — это не что иное, как аффекты, представленные в виде символов, знаков и цветов. Как выглядят боль, страдание, моральное превосходство и самопожертвование?
Цвет: пятьдесят оттенков серого. Без резких контрастов, полутона и разбеленные оттенки. Небольшие вкрапления телесного и красного. Так же, сюда можно отнести все, что имеет отношение к экономичному потреблению.
Символы — все, то что имеет отношение к боли, страданиям и смерти. Асимметрия, рваные края и неровные поверхности.
Знаки — острые углы и тонкие линии, типографика чем-то напоминающая каллиграфию.

Социальные связи

Отношения и социальные связи этого типа личности можно описать поговоркой «горе да беда друг без друга никуда». Ближний круг мазохистически организованных людей объединяет с одной стороны, чувство несправедливости, с другой, бесчувственность и даже садизм. Их главная задача — воссоздавать травмирующие обстоятельства, пробуждая неприглядные стороны даже у тех, кто в принципе не расположен к насилию.

Взаимодействие с другими людьми определено отношением между властью и любовью. Такие люди жертвуют своей властью и своим Я ради сохранения отношений. Однако не все так однозначно. Человек не может существовать с разрушенной самооценкой, он всегда пытается найти способ компенсации. Так вот боль и страдание — является такой компенсаций. Страдая, такие люди возвышаются над своими тиранами.

Данный тип личности хорошо известен людям помогающих профессий: психологам, психотерапевтам и даже психиатрам, а так же всем тем, кто работает в центрах реабилитации жертв насилия. Раз за разом, такие люди попадают в один и те же ситуации, наступая на те же грабли. Несмотря на свои страдания, они возвращаются в семьи, где царит моральное и физическое насилие. Не владея психической динамикой, сложно объяснить столь противоречивое поведение. Однако понимание, что за фасадом каждой жертвы скрывается садист, все ставит на свои места.

Сфера интересов

Садистическая сторона мазохистически организованных людей в полной мере проявляется в их деятельности. Вернее будет сказать, что свою сферу деятельности они выбирают с целью реализации пассивной агрессии. Пассивная агрессия — это агрессия, которая припорошена высоко моральными идеями и носит завуалированный характер.

Внутрення динамика и вытесненная агрессия толкает этих людей туда, где есть возможность для реализации подавленной агрессии и нарциссического триумфа. Все, что связано с моральным превосходством. Это могут быть экологические забастовки или борьба зеленых. Отказ от потребления мяса или использования шкур животных. Важно понимать, что все это происходит в обход сознания, люди не осознают, что на самом деле определяет их поведение. Более того, они свято верят в то, что их дело правое.

Однако, стоит обратить внимание на фанатичную природу таких взглядов, а так же радикальное отношение к тем, кто этих взглядов не разделяет. Это не имеет никакого отношения с принятием и смирением, которые свойственны тем, кто сознательно решил посвятить свою жизнь службе другим.

Настоящий мазохист всегда поставит щеку там, где у него есть перспектива получить удар.

[Зигмунд фрейд]