Cursor image
Делаем бизнес по науке
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
Нарциссический тип личности. Сегментация потребителей на основе психографики
[Анна шерер]
Принято считать, что нарциссы - это те, кто является эгоистами и чрезмерно любящими себя людьми, к сожалению, это большое заблуждение. Нарциссы в принципе не способны любить, ни себя, ни других, в их опыте этот навык отсутствовал напрочь. Нарциссизм - это форма психологической защиты, ведь для человека невыносима мысль о том, что он ничтожен и его жизнь не имеет никакой ценности, чтобы справиться с этой болью, нарцисс развивает или компенсирует свой базовый дефект тем, что он требует и поглощает любовь и восхищение недополученные в детстве, в гипертрофированной форме.

Адская паутина нарциссизма

Яркие и успешные, харизматичные и экстравагантные, они как огонь, на который слетаются мотыльки со всей округи, пройти мимо практически невозможно.
Буквально безмерная тяга ко всеобщему восхищению и признанию, жизнь в лучах славы это скорее острая необходимость, чем просто мимолетная прихоть.
Мечты о собственном великолепии, грандиозных свершениях и тоска по идеальной, а потому невозможной любви.
Они заслуживают особых правил и привилегий, а установленные порядки существуют уж точно не для них.
Все или ничего, либо совершенство и перфекционизм либо полное фиаско и вечное обесценивание.
Жизнь в бесконечных статусах и рангах, зависти и бессильной злобе. Полное отсутствие эмпатии и сопереживания к другим.
Еще один герой современности, встречайте, Нарцисс!

Аффективный профиль

Неслучайно, что этот тип личности идет следующим после психопатического, который формируется при отсутствии базового доверия и безопасности, это говорит о важности той компетенции, которая является центральной для нарциссического характера: речь идет о ценности, важности и значимости ребенка для своих родителей. Для формирования здоровой и полноценной личности ощущение собственной значимости необходимо как воздух, в отсутствии этого навыка или в ситуации искаженного опыта, человек будет вынужден всю свою жизнь подчинить тому, чтобы почувствовать хоть толику той самой значимости в ущерб себе и окружающим. Обозначу несколько наиболее значимых родительских паттернов поведения, которые формируют нарциссическую личность:

  • Полное пренебрежение значимости и важности ребенка, его внутренний мир, маленькие заслуги и переживания, ничтожны и незначительны. Пример: смотри что я нарисовал, красиво? Что это за фигня, каракули какие-то, не отвлекай меня, я занят. Или: я устал…как ты можешь устать, ты вообще ничего не сделал, вставай пошли, у тебя еще куча дел!

  • Игнорирование интересов и личности ребенка, навязывание собственных интересов и желаний, убеждение ребенка в том, что то, что нравится ему - неправильно и плохо, нужно делать то, что скажет родитель. Пример: я хочу заниматься танцами….Танцы? Ты с ума сошел? Какие танцы? Настоящие мальчики занимаются боксом, ты должен заниматься спортом, точка.

  • Потакание всем желаниям ребенка и безмерное, неадекватное восхищение им и его заслугами. У такого ребенка развивается нереалистичная, завышенная самооценка, а истинные желания и потребности остаются неразвитыми. При контакте с другим миром, за пределами своего дома, такие дети не способны выносить критику или другую обратную связь, ничего кроме восхищения.

  • Любить при условии, что….Дети вырастающие нарциссами были полностью лишены любви и принятия просто так, просто за то, что они есть. Их родители, как правило также нарциссы, просто не способны любить и проявлять искренние чувства по отношению к другим, а потому, они используют разного рода уловки и условия, которые якобы мешают им испытывай любовь к их чадам. В результате, нарцисс отказывается от своего истинного я и развивает ложное я, в надежде, что ему все-таки удасться заслужить любовь своего родителя.

Имплицитная цель

Ценность. Важность. Нужность. Буквально вся жизнь и деятельность нарциссов направлена на компенсацию именно этого дефекта. Их называют «субъективно пустыми внутри», а вся жизнь подчинена попытке хоть как-то наполнить себя, путем внешнего восхищения, а также за счет обесценивания других.

Эксплицитная цель

Кто-то, это делает открыто и прямо, а кто-то, формирует адскую паутину, нарушая все видимые и невидимые критерии адекватности с одной только целью: чтобы каждый проходящий мимо, запутался в паутине и осознал важность того, кто ее создал. Нарциссическим расстройством может страдать великий актер, который живет за счет восхищения своим талантом, или небольшой провинциальный чиновник, который все свои усилия тратит на то, чтобы сделать жизнь других невыносимой, пользуясь данной ему властью.
В норме, когда данная компетенция была удовлетворена, мы видим сильных и уверенных в себе людей, амбициозных и высококонкурентных, которые знают себе цену, требуют к себе должное уважение и признание.

Нарциссы не любят тех, кто ими не восхищается. Те, кто восхищается, им безразличны.

[Мейсон Кули, эссеист]

Триггеры

Слова, которые активируют поведение и мотивацию данного типа личности:

эксклюзив, только для истинных ценителей, избранный круг, бесценно, совершенство, закрытый клуб, закрытое общество, значимость, статус, для своих, ограниченное количество, ручная работа, по записи, уникальный, нишевый, идеал, совершенство, превосходство, лучше всех, все или ничего, без компромиссов.

Анти-триггеры

Слова, которые ни в коем случае нельзя использовать в коммуникации с этим типом личности:

массовый продукт, распродажа, дешево, доступно, для всех, как у всех, обычно, обычное качество, нормально, всем нравится, все покупают, будь как все, вливайся, мы вместе…

Стиль потребления

Все потребляемые товары и услуги подчинены имплицитной цели: почувствовать собственную важность, значимость и ценность. Выбор происходит только в пользу тех товаров и брендов, которые дают возможность почувствовать себя лучше, круче чем другие. При этом реальная стоимость товара особого значения не имеет, важна семантика, которой овеян бренд или продукт.

Поведенческий паттерн

Поведенческий паттерн нарциссов буквально пропитан стремлением к достижению идеала и поиску совершенства. Самый лучший доктор, стилист, психолог, учитель, тренер и так далее… Выбирая самое лучшее, нарциссы тем самым как бы присоединяются к ценности и статусу объекта, данный защитный механизм называется идеализация, попробуйте обесценить выбранный нарциссом объект и враг на всю жизнь вам обеспечен. Меж тем, нарциссы не могут выносить идеальность и совершенство другого, через какое-то время, они неминуемо начинают искать недочеты и промахи, наступает пора обесценивания или время сбрасывать идолов с их пьедесталов.


Таким образом, выбирая данную категорию людей в качестве целевой аудитории, нужно быть уверенным что все представляемые услуги и товары доведены до совершенства, потому как любое несовершенство, будет воспринято как личное оскорбление и вызовет целую волну ярости и негодования.

Нарциссы не умеют учиться на своих ошибках, поскольку не способны сделать даже первый шаг – признать, что они ошиблись.

[Джеффри Клугер, писатель]

Когнитивный профиль

Внутренняя картина мира нарциссов представляет собой нечто вроде весов, где идет постоянное сравнение и ранжирование себя и других. Люди делятся на два типа, тех, кто ниже, хуже меня и поэтому не заслуживают моего внимания и тех, кто лучше, умнее, красивее и успешнее, в этом случае, нарцисс либо присоединяется к тому, кто лучше него, либо, активируется сильнейшее чувство зависти, которое является разновидностью агрессии и ярости по отношению к тому, кто обладает чем-то, чего нет у самого нарцисса.
Кстати, злокачественные нарциссы, организованные на психотическом уровне, любимые герои криминальных триллеров, как правило, маньяки убивают своих жертв, потому что не могут пережить того, что у них есть что-такое чего эти люди были лишены в детстве, либо, убивая, эти люди присваивают себе качества своих жертв, вот такая вот фабула бреда.

Нейроэстетика

Главное правило - все должно быт идеально. Глубоки и насыщенные цвета. Четкие разделения границ, острые углы, смелые контрасты. Типографика должна быть четко симметричной, приближенной к классике, возможно использование засечек или иных необычных элементов.

Скорее выберут чистые цвета, без рисунка и узоров. Цветовая палитра, которую можно назвать необычной и редкой, часто предпочитают черно-белые сочетания или холодные металлические тона.

Язык коммуникации

Если речь идет о высокоорганизованных нарциссах, как правило, это люди с высоким уровнем интеллекта и хорошим образованием, имеют высокий уровень общей информированности и эрудиции. Учитывая тенденцию к обесцениванию, коммуникация с данным типом личности должна строиться на подчеркнуто вежливом, дипломатическом уровне, но не в коем случаем не скатываться в лесть и халдейство, необходимо поддерживать ощущение недосягаемости с легкой ноткой снобизма и высокомерия. Прекрасный пример рекламной коммуникации: The best or nothing.

Нарциссизм ближе к ненависти к себе, чем к самообожанию.

[Кристофер Лэш, писатель]

Социальные связи

Социальные связи, такие как партнёрство, дружба или семейная жизнь отражает тот паттерн отношений, который был впитан нарциссами в результате их детско-родительских отношений. Нарциссы вступают в отношения исключительно с одной целью - почувствовать свою значимость и важность. Люди для них всего лишь объекты, благодаря которым, они могут компенсировать свою внутреннюю пустоту: они либо выбирают того, кто может восхищаться ими бесконечно, либо того, кем бесконечно восхищаются они.
Также очень важно отметить, что нарциссы в буквальном смысле сгорают в поисках идеала и идеальной любви, что является отражением их базового дефекта: они так и не смогли быть тем самым идеалом, который бы смогли полюбить их родители.

Сфера интересов

Для своих родителей нарциссы были бездушным объектом, их нарциссическим продолжением, поэтому ко всему, что их окружает нарциссы относятся подобным образом и они сами не являются исключением.
Деятельность нарциссов подчинена поиску или стремлению к идеалу, так они могут быть одержимы своей физической формой и тогда, тело становится объектом поклонения, в ход идет все подряд: от диетического питания до пластической хирургии.
Также, объектом идеализации может стать интеллектуальная сфера, тогда, нарцисс становится одержим доведением себя до некоего идеала в интеллектуальной сфере, от количеств высших образований до приобретения целой плеяды научных званий, суть остается без изменений: они так никогда и не смогут почувствовать удовлетворения собой и своими достижениями.

Почитать

Адская паутина: как выжить в мире нарциссизма. Сэнди Хотчкис.

Он был подобен петуху, уверенному, что солнце встает специально, чтобы послушать его утренний крик.

[Джордж Элиот, писатель]