Отличием поведенческой экономики является признание эмоций и их влияния на механизмы принятия решения. Интеграция эмоций в экономические науки появилась некоторое время назад, хотя первые попытки примирить непримиримых врагов были предприняты еще в 80 х годах прошлого века, а 2002 год принято считать годом создания поведенческой экономики.
Как ни парадоксально, но развитие этого экономического направления связано с нейробиологами, неврологами и психологами, а вовсе не с экономистами, как можно было бы предположить. Дело в том, что реабилитация эмоций и их возвращение в науку, является глобальным трендом, который последние два десятилетия набирает обороты и признание. Связано это прежде всего с тем, что мы получили возможность эмпирического исследования эмоций и их влияния не только на области связанные с психологией, но и прикладные науки, включая экономику, управление, маркетинг.
Наряду с новым трендом, продолжает существовать и олдскульная экономическая теория, которая отстаивает позицию рациональности, ставя во главу своей теории homo economicus, явление существующее исключительно в теории, которое иначе как конем в сферическом вакууме и не назовешь. И хотя несостоятельность данного подхода становится очевиднее с каждым днем, адепты рациональной парадигмы продолжают держаться за исчезающую иллюзию, ведь признание ее неэффективности автоматически приводит к крушению ее институтов и всей инфраструктуры.
Значимость этой инфраструктуры нельзя недооценивать, это своего рода прослойка между бизнесом и его клиентом, задача которой формировать потребности и управлять спросом. Наличие механизма по управлению спросом дает возможность раскрутить любую посредственность и бездарность. Кстати, индустрия современного искусства здесь в числе лидеров, провенанс, многочисленные галереи, рейтинги, светские мероприятия — не что иное, как инструменты по раскручиванию звезд и созданию добавленной стоимости. Данный подход имеет один, но существенный недостаток — популярность таких «звезд» исчезает как только вы перестаете накачивать их деньгами, да и рентабельность такой деятельности вызывает вопросы, уж слишком много ртов приходится кормить.
Основа рациональной модели — убеждение и предположения. Предположения служат базой для создания продуктов, так как бизнес понятия не имеет кто его клиент и чего он хочет. Предположение также — основа для создания стратегии, ведь рациональный подход понятия не имеет, что стоит за выбором и как клиенты принимают решения. В свою очередь, убеждения — это основа коммуникации, многочисленное повторение рекламы рассчитано на внушение клиенту необходимой информации.
Еще какое-то время назад, рациональная модель была единственной приемлемой формой ведения бизнеса, пусть и с высокими издержками, методом проб и ошибок. Цифровая революция, появление социальных сетей и прямой доступ к клиенту привели к росту конкуренции и огромному количеству информации. Это стало переходным моментом от индустриальной экономики к цифровой, а ключевым отличием данного вида экономики стали «неопределенные условия выбора».
Неопределенные условия выбора положили начало развитию поведенческой модели, в основе которой — эмоции. Современный потребитель чувствует себя так, как будто он постоянно находится на восточном базаре: ему вроде бы и не нужно ничего, но при этом его преследуют навязчивые продавцы - алгоритмы, на все лады зазывая в свои лавки, предлагая при этом похожий товар по одной и той же цене. Как выбрать, по каким параметрам, как проверить тот ли это товар который мне нужен, да и нужен ли?
Изучение головного мозга позволило приоткрыть завесу тайны над алгоритмами принятия решений. Согласно исследованиям в области аффективной нейробиологии, алгоритм принятия решений имеет восходящий вектор, это означает, что сначала решение принимается на аффективном уровне, в эмоциональный мозге, и только затем происходит его осознание. Другими словами, нашим поведением на самом деле управляют аффекты и эмоции. Понимание этого механизма критическим образом изменило все бизнес процессы.