Cursor image
Делаем бизнес по науке
Основы нейроэстетики
Нейробиология и психология цвета
[Анна шерер]

Нейробиология цвета

Американским домохозяйкам предложили попробовать кофе из четырех чашек. Рядом стояли коробки разных цветов: коричневого, синего, красного и желтого. Когда женщин попросили оценить напиток, результаты были такими: кофе возле коричневого коробка — слишком крепкий, желтого — слишком слабый, красного — ароматный и вкусный, синего — мягкий и приятный. Только вот кофе во всех чашках был одинаковый.

Этот эксперимент, проведенный учеными из Висконсинского университета, лишь небольшое свидетельство того, как цвет влияет на восприятие того, что нас окружает, включая бренды, товары и услуги.

Цвет это сигнал, который воздействует на центральную нервную систему. Цвет может нравиться или нет, но характер его влияния на нервную систему и психическое состояние остается неизменным. Каждый цветовой оттенок имеет одинаковое воздействие на любой организм. Цвет — это также волны электромагнитной энергии. Сначала их воспринимают наши глаза, а затем мозг. Сетчатка глаза непрерывно преобразует свет в нервные сигналы. Как только информация поступает в мозг, у человека возникает цветовое ощущение.

Но как формируется сам цвет и как мы его различаем? В сетчатке глазного яблока существует что-то похожее на матрицу, которая воспринимает электромагнитные волны, то есть свет. За обработку этого сигналы отвечают светочувствительные нейроны, которые благодаря своей форме, получили название палочек и колбочек. Тот тип нейронов, который по своей форме походит на палочки, реагирует на серый цвет и формирует черно-белую картинку. Тип нейронов, который по своей форме напоминает колбочку, чувствителен к красному, зеленому и синему цветам и отвечает за восприятие цвета. Этот тип нейронов активен в течении светового дня. Как только наступают сумерки, активируются нейроны в формы палочек, мы жертвуем цветным восприятием, но при этом сохраняем возможность видеть в темноте.

Здесь возникает вопрос: каким образом из трех цветов, синего, зеленого и красного, мы получаем полный цветовой спектр, откуда берутся эти цвета? Дело в том, что зрительный нерв имеет нестандартное строение. Зрительные нервы, идущие от каждого глаза, пересекаются у основания головного мозга, образуя х-образную структуру. По пути в зрительную кору, где происходит формирование визуальных образов, сигналы проходят сквозь таламус, если быть точнее то сквозь латеральное коленчатое тело, где базовые цвета дополняются противоположным цветом. Базовый цвет дублируется, а затем распадается на составляющие, например синий представлен синим и желтым, а красный представлен красным и зеленым. Таким образом создается полный цветовой спектр. Можно сказать, что таламус это что-то вроде органического фотошопа.

Помимо палочек и колбочек, у сетчатки существует пигмент родопсин, который поглощает световые волны. Длина световой волны влияет на то, с какой интенсивностью ее поглощает пигмент. Световые волны разной длины по-разному воздействуют на гипофиз, отдел головного мозга, который регулирует работу автономной нервной системы и управляет гормональным обменом. Поэтому цвет имеет возможность влиять на физическое состояние человека. Так, длинноволновые цвета оказывают большее влияние. Самый длинный из всех цветов — красный. Самый короткий — синий. Таким образом красный цвет оказывает максимально возбуждающее воздействие, в то время как синий цвет запускает процесс торможения.

Реакция организма на воздействие световых волн зависит от трех факторов: собственно сам цвет, сочетания различных оттенков и сочетание цвета и геометрической формы. Работая над дизайном или визуальным интерфейсом, необходимо принимать во внимание как эти три фактора взаимодействуют между собой, какое влияние они будут оказывать на центральную нервную систему конечного потребителя. Это все, что касается нейробиологии цвета. Осталось рассказать о психосемантике цвета, это то, как люди воспринимают и интерпретируют цвета. Но об этом в следующий раз.

цветовые предпочтения

Цвет это не только способ влиять на выбор и поведение потребителей. В клинической практике выявление цветовых предпочтений часто используется для диагностики. Тесты на цветовые предпочтения относятся к проективным методикам. Проективные методы — это способ обойти сопротивление и получить более достоверную информацию, которая хранится за пределами сознания.

Лидером среди тестов цветовых предпочтений является тест Люшера. Тест разработан Максом Люшером, психологом из Швейцарии, который все свою жизнь посвятил изучению цвета и особенностям его влияния на людей. Несмотря на кажущийся развлекательный формат, тест имеет высокий уровень достоверности, так как тест базируется на основе фундаментальных исследований в области влияния цвета на центральную и вегетативную нервные системы. Кстати, тест легко можно использовать в работе маркетолога для определения типа личности.

Цвет – это сигнал, который воздействует на центральную нервную систему. Цвет может нравиться или нет, но характер его влияния на нервную систему и психическое состояние остается неизменным.

Психосемантика цвета

Термином психосемантика принято обозначать систему, которая состоит из какого-то явления, его признаков и эмоционального отношения к нему. Эта система содержит смысл и значения, которые находятся за пределами сознания. Таким образом психосемантика цвета — это сложная система восприятия цвета, отношения к цвету и интерпретация отношения к цвету. Психосемантика цвета включает три базовых уровня: эволюционный, культурно-исторический, персональный.

Эволюционное значение цвета глубоко зашито в нашей генетической памяти как вида. Это отношение сложно преодолеть личным опытом. Скорее наш личный опыт встраивается в ту систему координат, которая уже существует в мозге. Яркий пример тому красный цвет. Красный цвет с преобладанием теплого тона человеком воспринимается как артериальная кровь, несет в себе оттенки агрессии, нападения, нанесения смертельных ран. Опят же красный цвет с преобладанием холодного тона, условно красно-бордовый является символом спелого урожая, цвет спелых ягод.

Следующий уровень это восприятие цвета в культурно-историческом контексте. Так, красный цвет в разных культурах и религиях имеет разное значение. Красный цвет в христианстве означает кровь Христа, которая была пролита ради спасения людей, поэтому красный цвет в христианстве цвет любви к людям. Вспомните красный цвет в облачении кардиналов.

И последний уровень — персональное отношение, которое закреплено в личном эмоциональном опыте. Здесь огромное значение имеет понятие импринтинга. Импринтинг — наивысшее эмоциональное переживание, запечатленное в аффективной памяти. Если в моменте такого переживания присутствует цвет, то в нашей памяти он навсегда будет связан с сопровождающей его эмоцией.

Таким образом, работая с цветом, важно учитывать все три уровня символической интерпретации. Следует всегда обращать внимание на эволюционное значение цвета и его соответствие сегменту рынка. Тщательно изучать особенности культурно-исторического, этнического и географического контекста. Немаловажно исследовать личный опыт заказчика с тем, чтобы избегать неприятных цветовых ассоциации.

значение белого цвета

Согласно Виктору Тэрнеру, этнографу, который занимался исследованием цветовых классификаций первобытных народов, среди понятий описывающих белый цвет мы не встречаем ни одного негативного. Это значение белого актуально по сей день. Белый для нас цвет мира, жизни, бытия. Согласно Тэрнеру, символическое значение белого цвета связано с психобиологическим опытом первобытных людей. В частности речь идет о двух, самых важных жидкостях в организме человека: семенная и молочная, это основа жизни.

Кроме того, белый цвет это свет и день. Время, когда человек все происходящее вокруг видел ясно, отчетливо. С оптической точки зрения белый цвет является эталоном чистоты, противоположностью хаоса и грязи. Отождествляете с чистотой помыслов и поведения, основа морали и этики. Особое значение белому цвету придавалось в ритуалах связанных с жизнью и смертью. Для древних народов смерть была своего рода трансформацией, переходом в другое качество. Умерший становился духом, божеством, призванным защищать свое племя. Белый ритуальный дым отгонял темные силы, взывал к силам жизни.

Помимо эволюционного и биологического значения, белый цвет тесно связан с культурно-историческим, этническим и религиозным контекстом. Так в Индии белый цвет считается цветом первичных вод. Индусы считают, что легкая часть пищи, после ее переработки организмом становится белой, то есть мыслью. В целом индийская религия во всем ее многообразии, почитает белый цвет как символ чистоты и безмятежности. Античный период выходит за пределы мистического символизма и добавляет к цветовой символике естественнонаучную интерпретацию. Так например стихии природы наделяются цветом, теперь белый становится цветом воздуха. Некоторые философские школы почитают белый цвет как цвет мирового разума — Логоса.

Средние века ознаменованы рассветом христианства. В христианской традиции белый цвет занимает особое место. Он становится символом чистоты, святости, непорочности и очищении от грехов. В исламской традиции белый цвет это благополучие и духовность. Однако стоит отметить одну особенность цветового символизма в исламе. Важное место здесь отводится чистоте и яркости цвета. Мутные, грязные тона не имеют привлекательности для мусульман, они напоминают о прахе, бренности человеческой жизни.

Цвет имеет тесную связь с эмоциями. Наш язык содержит большое количество отсылок к этой связи, мы говорим, что кто-то почернел от горя, покраснел от злости или позеленел о зависти. Выражение «побелеть от страха» имеет научное обоснование, если взглянуть на него с позиции нейробиологии. Страх запускает целый каскад нейробиологических реакций, которые приводят к «побелению». Выброс кортизола, гормон стресса резко активирует работу симпатической нервной системы, которая обеспечивает реакцию на стресс по типу бей беги, замри. В результате кровь отливает от лица и приливает к большим группам мышц.

В психологии цвета особое внимание уделяется изучению цветовой интерпретации при психических заболеваниях. Ученые говорят, что каждое безумие имеет свой свет. Недаром, цветовой тест Люшера является одним из самых точных диагностических инструментов для выявления особенностей личности и бессознательных драйвов. При исследовании рисунков больных шизофрений было установлена связь между использованием белого цвета и особенного содержания бреда и галлюцинаций. Фабула бреда таких больных имеет преимущественно религиозный характер. Они склонны к построению метафизических систем, увлекаются нетрадиционными философскими и психологическими учениями.

Ключевые ассоциации, связанные с белым цветом: чистота, ясность, благо, сила, власть, здоровье, жизнь, щедрость, рождение, духи предков, открытость, доступность, богатство, добро развитие.

Все оттенки черного

Чёрный — ахроматический цвет. Его физиологическое действие — угнетение чувств. Чёрный цвет является одним из цветов, которые обладают многообразной гаммой значений, но любое из них так или иначе связано с противостоянием и печалью. Чёрный противостоит белому, поэтому он символизирует негативное начало. В христианской церкви черный цвет символизирует горе и оплакивание, а также скорбь. Он часто использовался в качестве знака смерти. Сегодня значение черного цвета постепенно меняется. Этот цвет всегда считался символом конфронтации и вызова обществу. Но в силу его необыкновенной практичности и сочетаемости с другими цветами, он вошел в моду и стал считаться изысканным и сексуальным. Черный цвет всегда говорит о силе, власти и изысканности.

Серый — классический нейтральный цвет. Он отражает все цвета, но в нем не доминирует ни один из них. Поэтому серый — отличный цвет для фона. Этот цвет настолько нейтрален, что почти лишён какого-либо стимулирующего или психологического воздействия. Традиционно серый цвет консервативен и говорит об интеллигентности, поэтому те люди, которые его предпочитают, хотят от всего отградиться, оставаться свободными от каких-либо обстоятельств. А их участие в любом деле осуществляется дистанционно. Такие люди являются либо серыми мышками, либо серыми кардиналами. Негативных сигналов серый цвет посылает очень немного. Он может казаться старым, скучным, неинтересным. Но в сочетании с другими нейтральными или яркими цветами серый выглядит сильным, энергичным, изысканным и красивым.

Коричневый цвет воспринимается как самый естественный, так как очень часто встречается в природе. Традиционно коричневый считался сильным и энергичным цветом, однако более неформальным, чем черный или красный. Коричневые тона очень успокаивают и внушают доверие, поэтому это идеальный выбор для внушения уверенности. На уровне ощущений коричневый цвет указывает на эмоции, непосредственно связанные с физическим организмом, выражает жизненно-телесные чувственные ощущения, инстинктивность в управлении своими эмоциями, примитивные инстинкты, эмоционально связан с домашним очагом, обществом друзей, семьей, безопасностью.

Черный цвет одновременно скромный и надменный, непринужденный и удобный. И, вместе с тем, таинственный. Но больше всего черный цвет означает: я не беспокою вас и вы не беспокойте меня.

Yohji Yamamoto

красная палитра

Красный — это основной тёплый цвет. Из всех цветов спектра красный цвет вызывает наиболее сильную физиологическую реакцию, учащение сердцебиения и стимулирование мозговой деятельности. Красный сразу обращает на себя внимание и всегда вызывает сильные эмоции, независимо от ситуации. При рассмотрении красного цвета у человека возникает желание действовать, его настроение улучшается, иногда действительно возникает физическое ощущение тепла.

Этот цвет богат ассоциациями, но в первую очередь он связывается в сознании человека с любовью и страстью. Этот цвет также ассоциируется с праздниками и весельем. Еще древние египтяне положили начало традиции отмечать праздничные и выходные дни в календаре именно красным цветом. На Руси на протяжении долгих лет красный цвет использовался для праздничных скатерти. В природе красный – это цвет изобилия, спелых ягод, рубинов. Одновременно красный – наиболее агрессивный цвет, символизирующий кровь, войну и опасность. Поэтому он часто воспринимается как угроза и используется для предупреждения об опасности и в качестве сигнала «стоп».

В религиозной символике этот цвет служил олицетворением Святого Духа. А в средневековом христианстве, в христианском искусстве, красный являлся цветом милосердия, божественной любви. Красный цвет символизирует элемент огня, современность, мужское начало, патриархальный уклад, аппетит и желание.

Пурпурный, как комбинация красного и синего, производит сильное впечатление, более сильное, чем красный, но одновременно действуют сдерживающие. Этот цвет характеризуется словами роскошный и великолепный и символизирует власть, славу, величие и богатство. То, что пурпурный ассоциируется с троном и властью, сложилось исторически. Так, например, у древних римлян и греков пурпурное итоги носили только императоры, цари, полководцы, судья. Он ассоциируется с богатством, так как пурпурная краска была самой дорогой.

Розовый – это смесь красного и белого, и символически белизна розового цвета уничтожает энергичную силу и целенаправленность красного. Поэтому он означает свободную, ни к чему не обязывающую возбудимость, соблазнительное обаяние. Психологически восприятие цветового сигнала при переходе от красного цвета к розовому изменяется, как при любом переходе от яркого цвета к пастельному. Розовый цвет воспринимается как нежный, романтический, чувственный и женственный. Согласно исследованиям психологов, розовый – это один из цветов, вызывающих наибольший аппетит. Но в больших количествах этот цвет вызывает ощущение усталости.

Оранжевый цвет относится к тёплым цветам и является сочетанием красного и жёлтого оттенков. Он также, как и красный, вызывает учащённое сердцебиение, ускоряет пульс, что в свою очередь усиливает активность. Для психологического восприятия он не только лишён агрессивного красного, но в небольших количествах вызывает радостные эмоции и создаёт чувство благополучия. С этим цветом нужно обращаться аккуратно. Так как в больших количествах оранжевый ассоциируется с раздражающим состоянием возбуждения. Оранжевый цвет очень яркий сам по себе, поэтому он всегда привлекает внимание. Основная ассоциация, связанная с оранжевым цветом, это пряность, пикантность. В небольших количествах он вызывает мысли о веселье и ярком солнце. Избыток оранжевого цвета воспринимается как вульгарный. Производители часто используют то, что оранжевый цвет ассоциируется с низкой ценой и доступностью. Поэтому этикетки и объявления о распродажах часто бывают именно оранжевыми. Пастельный оранжевый цвет, то есть персиковый, в сознании людей обычно связывается со свежестью и здоровьем, естественным оттенком кожи.

Фиолетовый цвет является сочетанием красного и синего цветов, поэтому его значение — слияние противоположностей. В фиолетовом сочетается энергия красного и элегантность синего цвета. Колебания между этими двумя цветами, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового цвета, а именно чувствительность. Так как фиолетовый цвет в природе не слишком распространен, в больших количествах он выглядит неестественным, искусственным и вычурным. Возможные оттенки фиолетового имеют один и тот же смысл — чувственное отождествление. Светлые резкие оттенки производят пикантно-эротическое воздействие, а тёмные выражают смирение и мистическое начало.

желтый, синий, зеленый

Желтый является наиболее ярким из всех основных цветов спектра. Этот цвет оказывает мощное стимулирующее воздействие на головной мозг. Этот цвет настолько сильно привлекает внимание, что именно его человек замечает первым и в памяти он сохраняется дольше, чем другие цвета. В природе желтый цвет очень распространен: лимоны, кукуруза, огонь, масло и прочее…поэтому человек воспринимает желтый цвет как цвет гостеприимства, щедрости и комфорта. Желтый цвет ассоциируется также с чем-то новым, необычным, интересным. Благодаря тому, что желтый цвет обязательно будет привлекать внимание, он применяется для обозначения такси или предупреждающих надписей. Особенно часто для этого используется сочетание желтого с черным, которое сигнализирует об опасности, например, на знаке радиации. Другой недостаток желтого цвета связан с тем, что в лингвистическом смысле он часто бывает связан с разлукой, изменой. Следующая ассоциация связана с понятием «желтая пресса».

Синий цвет отражает покой, как физиологическую и психологическую потребность, он содействует сентиментальному настроению и успокаивает нервную систему. Синий цвет выражает единение и гармонию и олицетворяет собой общность человека с окружающими, поэтому его называют цветом верности. Во временном отношении синий находится вне времени, и поэтому является символом традиций и непреходящих ценностей. Недостаток при восприятии синего цвета заключается в том, что он символизирует сомнение и депрессию. Так во многих странах по отношению к некоторым женщинам применяется термин «синий чулок», передавая идею скуки и педантичности.

Зеленый — самый спокойный цвет. Так как зеленый является результатом смешения синего и желтого цвета, он посылает массу самых разнообразных сигналов. Если в нем преобладает желтый оттенок, в котором заложена жизненная возможность, — он возбуждает, а если доминирует синий покой — он успокаивает. Благодаря тому, что в природе зеленый является цветом весны и плодородия, он символизирует надежду, изобилие и радость. На физиологическом уровне он успокаивает, снимает боль и создает приятное настроение. Зеленый во временном отношении выражает законсервированную продолжительность.

смена рациона с маленьких ночных насекомых на красные, жёлтые и синие фрукты, а также на листья, чья питательная ценность имела цветовой код в различных оттенках зеленого, коричневого и жёлтого, послужила толчком для возникновения изощрённой системы цветового зрения.

[ВИЛЕЙАНУР РАМАЧАДРАН]