Cursor image
Делаем бизнес по науке
ПРИКЛАДНОЙ НЕЙРО- И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
НЕЙРОБИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ
[Анна шерер]

Встреча с Легендой

История искусства и современного бизнеса наполнена эпическими моментами взлетов и падений гениальных и просто креативных людей, их взаимодействием с финансовыми воротилами и партнерами, успешными карьерами и реализованными проектами в случае, если отношения строились на понимании и доверии, а также эпических провалов и неудач, когда креатив шел в разрез со стратегическими целями и задачами. Думаю, у каждого маркетолога есть, что рассказать на эту тему, потому как поженить маркетинговую стратегию и творческий порыв креативного директора - это тот еще челендж, но вполне еще разрешимый, в ситуации, если и маркетолог и креативщик в одной команде. А вот что делать, если ваш креативный директор звезда мирового уровня и за его «вклад» в историю заплачены огромные гонорары?

Помню, лет десять назад, мы тогда работали над созданием Собственной Торговой Марки парфюмерно-косметической сети Л'Этуаль, для создания логотипа было решено обратиться к известному скульптору и художнику Сержу Мансо, от одного имени которого, лично у меня замирало сердце, могла ли я предположить, что когда-нибудь, смогу оказаться в его мастерской и дышать с ним одним воздухом?
Серж Мансо, это эпоха, настоящая легенда парфюмерного мира, он известен каждому, кто имеет хоть какое-то отношение к парфюмерному искусству, порядка трехсот флаконов, большая часть из которых получала награды за создание лучших флаконов, принадлежала ему. В высокой парфюмерии, флакон это не просто емкость для хранения композиции, это значимая часть легенды, ее материальное воплощение, поэтому зачастую, для создания флаконов привлекают мастеров мирового уровня, каким был Мансо.

После всех официальных мероприятий и встреч, а также томительного ожидания, мы получили логотип, созданный художником. Это была крутейшая идея, виртуозно воплощенная в типографике, с одним только но…идея не имела никакого отношения к той концепции, которая была утверждена согласно маркетинговой стратегии бренда и потенциальной целевой аудитории…

Только идея имеет значение

Так уж повелось в истории человечества, что уникальные творческие способности всегда были чем-то вроде социального лифта, дающего возможность подняться на недосягаемые высоты и встать вровень с сильными мира сего, поэтому вряд ли стоит удивляться крайне высокому интересу к данной теме.

Однако, последние несколько десятилетий сделали тему креативности не просто актуальной, а жизненно необходимой и связано это, прежде всего с тем, что цифровая революция, принесшая новые технологии и радикальным образом изменившая структуру рынка, определила идею или концепцию как ключевой драйвер в развитии бизнеса. Немудрено, что это привело к огромному спросу на креативность, пониманию сути творческого процесса, и конечно, возможностей развития творчества и креативного мышления.

Изучением темы креативности и гениальности я занимаюсь давно и в этом материале изложены ключевые факторы данных феноменов, включая нейробиологические, поведенческие и психологические особенности, исходя из которых, становится понятно, есть ли в принципе возможность развития данных способностей и чего стоят многочисленные методики и технологии.

Секрет Сальвадора

Почему бывает так сложно, с одной стороны, креативщикам следовать стратегической цели и создавать визуальный образ, четко ориентируясь на стратегию, ведь в конечном итоге, именно она, стратегия, призвана обеспечивать коммерческий успех проекта, а с другой стороны, стратегическая часть команды, вечно стремится к упрощению и пытается опустить художника на землю, что иногда приводит к примитивному упрощению и как следствие, лишает креативную идею ее художественной привлекательности, что опять таки, ведет к коммерческому провалу.

Каждая сторона по своему права, вопрос только в том, почему эти процессы так сложно соединить воедино и где, собственно, территория того самого баланса, который обеспечивает коммерческую успешность проекта? Нет сомнений, что именно в этом самом балансе кроется секрет коммерчески успешных проектов, история знает немало примеров, возьмите хоть Сальвадора Дали, Энди Уорхолла или например Бэнкси?

В поисках ответов придется пуститься в изучение нейробиологических истоков креативности, а также соприкоснуться с психической патологией, чтобы нащупать ту самую грань безумия или…приступ гениальности?

Танцы на костях Зигмунда Фрейда

Человечество всегда было увлечено вопросом, как в нашей психике соотносятся два мира, мир идей и материальный мир, уж сколько копий в научных баталиях было сломлено - не сосчитать, здесь кто только не отметился, и древние греки и ученые эпохи Возрождения, одни топили за мир материальный, другие, видели мир исключительно идеальным, но точку поставил Декарт, провозгласив начало эпохи Просвещения, поставив во главу стола рациональность и экспериментальный подход.

На практике это означало, что за пределами сознания ничего нет, а изучать необходимо лишь то, что можно постичь посредством сознания, так, лет на 300 человечеству было отказано в чувственной и эмоциональной сфере. Ученым эпохи Просвещения человек казался эдакой рациональной машиной, мышление и поведение которого, подчинено исключительно законам формальной логики и рациональности, следствием чего стало знаменитое изречение Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»…

Вообще, конечно, это отдельный аттракцион, наблюдать за тем, как человечество изгалялось, пытаясь отстоять исключительно рациональную природу психики, тут тебе и экспериментальная психология, тут тебе и Павлов со своими собачками, тут тебе и бихевиоризм со знаменитым экспериментом над мальчиком по имени Альберт, смуту на научном корабле устроил Зигмунд Фрейд, ну еврей, что с него взять? Фрейд вел частную практику как врач невролог, в чьи обязанности в то время входило лечение и психических расстройств, через какое-то время ему стало понятно, что помимо сознания в нашей психике есть что-то еще, что управляет нашим поведением….осталось узнать что именно.
Дальнейшие исследования привели к тому, что Фрейд оказался отступником, который откололся от мейнстрима, в то время продолжавшим брести в сторону редукционизма, сводя психику исключительно к куску мяса под названием мозг, и основал собственную школу, назвав ее психоанализом, за что был предан анафеме на сто с лишним лет. Суть фрейдовского учения сводилась к тому, что помимо сознательных процессов в психике человека есть нечто иное, то, что получило название бессознательное и именно оно, бессознательное, на самом деле управляет поведением человека, а также Фрейдом были описаны механизмы формирования и работы психического аппарата, которые и по сей день остаются недоступными для экспериментального исследования.

Последующие лет пятьдесят научное сообщество штормило со страшной силой, оно в буквальном смысле раскололось на два лагеря, тех, кто топил за биологию, сводя все психические процессы исключительно к мозгу и тех, кто топил за то, что помимо биологических процессов, есть процессы психологические, больше всех страдали те, кто работал с пациентами, психиатры и психологи, потому как все известные методы лечения психических расстройств не давали никаких адекватных результатов, психофармакология снимает только симптомы, но не способна остановить развитие болезни, не говоря уже о полном исцелении. За это время, психоанализ успели похоронить несколько раз, происходило это каждый раз, когда изобретали очередной психотропный препарат, тут начинались настоящие танцы на костях Фрейда, но все возвращалось на круги своя, как только становилось понятно, что очередное снадобье не только не справляется со своими обещаниями, а еще имеет огромное количество побочных эффектов и противопоказаний, например, привыкание и зависимость…

Фрейд был все-таки прав…

Все изменилось самым критическом образом несколько десятилетий назад с развитием нейробиологии, когда стало очевидно, что действительно, помимо сознательных процессов в психическом аппарате присутствует нечто, что находится за пределами нашего сознания, а значит, недоступно для понимания, это нечто оказалось тем, что получило название «аффектов», а направление, которое занимается изучением этих процессов получило название «аффективная биология». Одна из первых работ на эту тему принадлежит пионеру нейробиологии Антонио Дамасио, книга так и называется «Ошибка Декарта», суть работы сводится к объяснению роли аффектов в формировании человеческой психики, а также тем патологиям, которые влечет за собой их дефективное развитие, так, нейробиологи, кто бы мог подумать, вернули человечеству экспериментально доказанную эмоционально-чувственную сферу.

Почему было важно осветить эту историческую кухню психологической науки? Именно для того, чтобы стала понятна природа креативности, которая напрямую связана с аффективными процессами в психике, попробую кратко изложить суть.

Рождаясь, ребенок имеет исключительно базовые эмоции и их биологические субстраты, отделы головного мозга, которые заданы генетически, это то, что называется аффектами. Их всего два, положительный и отрицательный, каждый из аффектов состоит из базовых программ, то, что называется инстинктами, эти программы также генетически запрограммированы, на самом деле, это сложные нейробиологические системы, которые управляются нейромедиаторами, многие из которых широко известны: дофамин, окситоцин, адреналин и далее по списку….Так вот поведение человека, это комбинация этих самым систем, а она у всех разная, потому как зависит исключительно от личного опыта, именно это я имею ввиду, когда критикую некоторых коллег за их попытки обрести кнопку управления человеческим поведением, такую муть можно нести только по лютой неграмотности….Если кому интересно изучить данную тему детально, отправляю к еще одному светилу мировой нейробиологии, который кстати, является основателем аффективной биологии, Яаку Панксеппу, к сожалению, также как и в случае с Дамасио, все работы на английском языке.
Дальше в дело вступает опыт, который ребенок получает в результате взаимодействия со значимыми объектами, которые ухаживают и воспитывают ребенка, на этом этапе характер взаимодействия исключительно аффективный, происходит он посредством зеркальных нейронов, подробно об этом можно почитать в работах Джакомо Риццолатти, работа называется «Зеркала в мозге» и есть в переводе. Любое событие в жизни ребенка имеет или приятный или неприятный характер, каждый миг удовольствия или раздражения оставляет в свой след в аффективной памяти, таким образом формируется индивидуальная реальность каждого человека, чего в ней будет больше позитивного или негативного, зависит от воспитателей. Наше Я в буквальном смысле наполняется теми понятиями и эмоциональным отношением, которые отзеркаливают наши родители, откуда еще, вы думали, мы понимаем кто мы и какие мы, будьте уверены, вам об этом сообщили близкие, причем сообщения носят именно аффективный характер, мы впитываем то, что транслируется посредством эмоций, и если например, мама вербально сообщает о любви, но эмоционально остается холодной, ребенок усваивает именно холодное отношение к себе, игнорируя речевое сообщение. Именно на этом этапе формируется эмоциональная основа личности, а нарушения развития на этом этапе приводят к тяжелым личностным расстройствам.

Следующий уровень развития связан с появлением речи, вот тут начинается самое интересное. Ребенок учится не только говорить, но и воспринимать человеческую речь, именно здесь происходит связывание аффектов, бессознательных процессов, с речью, то есть тем, что мы способны осознавать. Задача родителей на данном этапе обеспечить адекватное связывание аффекта и когнитивных элементов, то есть перевод бессознательного в сознательное, данный процесс называется ментализацией, то есть, придание чувству словесной формы. Это в норме, которая как раз и должна обеспечить тот самый баланс чувственной сферы и когнитивной, что как правило является исключительной редкостью, в реальности, мы наблюдаем дикие перекосы, как это происходит?

Что общего у Нобелевской премии и параноидный шизофрении?

Как в реальности осуществляется процесс ментализации, иногда его еще называют символизацией? Происходит это исключительно в объектных отношениях, то есть, между ребёнком и взрослым человеком. Задача взрослого на данном этапе принимать аффективные проявления, не подавлять, не игнорировать, а именно принимать, как бы впитывать в себя, перерабатывать и возвращать ребенку в той форме, которую он способен принимать, демонстрируя, что родитель сильный и в состоянии справиться с любой эмоциональной бурей маленького человека, этот процесс называется «контейнирование», то есть, родитель является своеобразным контейнером для эмоций ребенка. В результате, ребенок получает навык взаимодействия со своими эмоциями, учится их распознавать и как следствие, управлять ими, это то, что называется эмоциональный интеллект. Вот эти самые переработанные частицы эмоционального опыта, которые возвращаются ребенку являются своего рода кирпичиками из которых, в дальнейшем формируется Я, например, если ребенку запрещают выражать агрессию, то там где должна быть агрессия, в личности ребенка будет зиять дыра, это явление называется фрагментарное Я, в результате, уже во взрослой жизни, человек не сможет защищать собственные границы, быть автономным и говорить «нет».

Если же родитель по факту является так себе контейнером, слабым или дырявым, ребенок оказывается в ситуации, когда его буквально затопляют собственные эмоции, он не в состоянии переваривать страх и тревогу, его внутрення реальность перестает быть стабильной и безопасной, чтобы сохраниться, Эго ребенка выстраивает защитные механизмы, которые предохраняют его от распада, в результате чего формируется психотическая или пограничная реальность, также у этих людей не формируется связь между аффектами и понятиями, в результате, мы имеем человека с «особым» взглядом на мир, вернее, со своим собственным миром, но оторванным от реальности, кто-то называет это гениальностью, где до безумия - всего один шаг…
Другая ситуация, когда контейнер самого родителя маленький или его не существует вовсе, такой человек катастрофически боится проявления эмоций у своего ребенка, все на что он оказывается способен, это под разными предлогами запретить ребенку проявлять свои эмоции, в результате чего, ребенок переполняется эмоциями, но под страхом непринятия или наказания за проявление эмоций, научается подавлять свои чувства, что в результате формирует ригидную психику, в которой эмоциональная сфера отделена от когнитивной, тут как вы понимаете, креативности взяться неоткуда совсем…

Соотношение чувственной и когнитивных сфер определяется коэффициентом когнитивной расторможенности, условно, это то, насколько адекватно или нет взаимодействуют эти сферы между собой.

Креативность обеспечивается за счет гибкого баланса между аффективной и когнитивной сферами, обеспечивая процесс легкого искажения мыслительных процессов, что в результате придает непривычное измерение привычным объектам, их легкое искажение.

Именно данный коэффициент является метафорой своеобразной грани между безумием и гениальностью, свидетельствуя о том, что и гениальность и безумие имеют одинаковую природу и процессы, вопрос исключительно в градусе той самой расторможенности.

Как говорил Джон Нэш: «Мысли о сверхъестественных существах пришли ко мне так же, как и мои математические открытия. Поэтому я принял их всерьёз».

Откуда приходят инопланетяне?

Разобравшись с механизмом формирования психического аппарата, нам осталось поговорить о его содержимом, как формируется тот самый необычный мир, который позволяет креативному человеку видеть реальность в ином, несколько искаженном виде?

Искаженное восприятие это не что иное, как индивидуальная реальность, которая у каждого из нас своя, формируется она, как я писала выше, из того опыта, который мы усваиваем в результате взаимодействия с другими на самых ранних этапах развития, это окно с причудливым узором из личного опыта, сквозь которое мы смотрим наружу, то есть, любой внешний объект для каждого из нас выглядит по разному и именно это, как правило, является предметом споров и разногласий.

Что формирует нашу субъективную реальность? Это тот опыт и переживания, которые были подавлены и вытеснены, то есть, это тот аффективный опыт, который не сумел стать частью нашей личности, он либо остался отщепленным, как в первом случае, или наоборот, подавлен, как во втором, в любой ситуации, как любая структура стремящаяся к равновесию, психика также стремится компенсировать вытесненные или отщепленные части себя, в результате чего, включаются так называемые защитные механизмы психики, которые позволяют компенсировать те самые недостающие элементы, проблема лишь в том, что компенсация носит искаженную, гипертрофированную форму, то, что принято называть «перверсия» или искажение, например «мания величия», которая ведет к ощущению собственной грандиозности в рамках условной нормы и формирует заносчивого нарцисса, а в ситуации психоза целого Наполеона Бонапарта….на самом деле скрывая под этим защитным механизмом слабого и беспомощного ребенка.

Таким образом, каждый продукт творчества или креативности, это не что иное, как реализация своих желаний, попытка пережить и интегрировать тот недостающий опыт, пусть даже в таком, иллюзорном виде, именно содержимое этих желаний определяет вектор творчества и креативности.

Ну и о пришельцах. Те образы, которые мы используем в своих фантазиях или снах, да-да, сон это также способ реализации собственных желаний, отражают актуальные темы и тренды своего времени, они выступают словно декорации в вашем личном театре, вспомните всеобщее помешательство на инопланетянах в эпоху Нэша?

Что общего у морковки и космонавта?

Теперь, когда вы поняли каким образом связаны между собой аффективная сфера, расположенная в так называемом мозге млекопитающих или лимбической системе и когнитивная сфера, которая расположена в коре больших полушарий, осталось понять как одна влияет на другую и что происходит с нашим мышлением.

В первой ситуации, когда человека переполняют эмоции, у него развивается то, что в нейропсихологии называется когнитивный дефект, условно, это слабо развитый контроль или слабое Эго, которое управляет когнитивными функциями, то, что в народе принято называть «без царя в голове», из-за чего происходит спонтанное, хаотичное, неконтролируемое течение мыслей и мыслительный процессов, что приводит к нарушению и искажению основных мыслительных операций, всю полноту картины мы можем наблюдать при шизофрении, а легкие проявления тех же процессов относим к дивергентному мышлению. Так, например, мы можем объединять предметы и явления по несущественным признакам, в результате чего находить новое или нестандартное применение обыденных вещей, кстати, если вы нашли нечто общее у космонавта и морковки, поздравляю, вы обладаете креативным мышлением или диагнозом, подобного рода вопросы используются для проведения диагностического исследования на предмет шизофрении.

Во второй ситуации, когда аффективная сфера оказывается подавленной, все когнитивные процессы замедляются, становятся регидными и вязкими, здесь условно царь-диктатор, который установил тотальный контроль за каждым подданным, что приводит к линейному, порой примитивному мышлению.

Вернуть царя или свергнуть тирана

Ну и последнее о чем осталось сказать, можно ли развивать свое креативное и творческое мышление? Думаю, вы уже догадались, что все не так однозначно…

Все процедуры направленные на развитие творческого или дизайн мышления сосредоточены исключительно на уровне сознания, воздействие происходит на когнитивную сферу, в то время как причина находится гораздо глубже и к сожалению, путем прочтения книг или даже получения нового опыта на тренингах, воздействовать на аффективный уровень невозможно.

Есть ли выход? Есть, но многим он придется не по душе, этот выход называется психотерапия. Да, только в рамках психотерапевтического воздействия есть возможность работать с аффективным уровнем. Условно, психотерапевт становится для вас тем самым надежным контейнером, который принимает, перерабатывает и возвращает ваши эмоции, в результате чего, происходит укрепление Я и появляется возможность либо усилить контроль либо его ослабить, не случайно психотерапию называют социальным лифтом…

Что еще почитать по теме:

  • Взлом креатива, Майкл Микалко, есть на русском.
  • Креативный мозг. Как рождаются идеи, меняющие мир. Элхонон Голдберг, есть русская версия.
  • Мозг рассказывает. Вилейанур Рамачандран, есть русская версия.
Посмотреть:

  • The Creative Brain. Netflix.