Вы слышали про феномен детей Маугли? Это дети, которые по каким-то причинам, оказались в изоляции, вне человеческого социума, но сумели выжить. Их судьба не имеет ничего общего с той романтической историей, к которой мы привыкли, реальность оказывается гораздо прозаичней и суровей. Дело в том, что без эмоциональной обратной связи, у таких детей совсем не развивается эмпатия и эмоциональный интеллект. Лишенные человеческого общения, они не могут говорить и что самое важное, они никогда так и не научаются навыкам человеческой речи, потому что упущен тот сенситивный момент, в который происходит формирование этого навыка.
Об этом явлении я вспоминаю каждый раз, когда речь заходит о том, что развитие человека, его психика и поведение определено физиологией и генами, а между психикой и головным мозгом ставится знак равенства. Дети Маугли являются прямым опровержением подобной позиции, доказывая, что развитие психики определяется не столько физиологией, сколько социальным взаимодействием.
Это означает, что наличие определенного набора генов обеспечивает формирование здорового физического тела, в который вшиты определенные возможности, но вот смогут ли они развиваться и как именно, зависит исключительно от качества воспитания. Мне очень импонирует метафора, которую использует М. М. Решетников, который кстати, за разработку этой теории был номинирован на Нобелевскую премию по медицине, он говорит о том, что мозг это хард, железо, которое обеспечивает функциональный аспект работы головного мозга, это то, что является идентичным у всех людей, а вот психика - это софт, программное обеспечение, которое у всех людей разное и зависит от факторов среды. Именно софт обеспечивает природное разнообразие, благодаря этой возможности мы так не похожи друг на друга.
Изучая строение головного мозга, мы имеем возможность понять общие принципы функционирования психического аппарата: процессы восприятия, мышления, воображения и так далее. Развитие личности также происходит по определенным законам, принято выделять сенситивные периоды, в которые развиваются определенные навыки и компетенции, изучая эти закономерности, создаются типологии личности, эдакий конструктор, который и позволяет классифицировать людей, относя их к тем или иным группам.
Также, некоторое время назад, стремительное развитие получило новое научное направление на стыке биологии и психологии, получившее название аффективной нейробиологии, задача которого, наконец, соединить воедино мозг и психику, объясняя принципы взаимодействия физического, материального субстрата и его идеального эквивалента, психики.