Итак, средний возраст современного российского бизнеса примерно 20 лет. Речь, конечно, о тех кто выжил и устоял до сегодняшних дней. Средний возраст собственников далеко за 50. Большинство из них начинали свою работу в сложный, переходный период между Советским Союзом и современной Россией. Образование было получено еще раньше, в лучшем случае это экономика, в худшем, либо инженер, либо педагог. Поймите правильно, ничего против не имею против данных специальностей, но к бизнесу отношения они имеют мало.
В страну пришли западные инвестиции, а вместе с ними и опыт, который те, кто был смышленее, активно перенимали. Что очень важно, они были молодые, дерзкие и голодные. Запад, не рисковал вкладывать деньги в мажоритарные структуры, создавались акционерные общества, где большая доля принадлежала западным партнерам.
Дальше началась эпоха стремительного роста, когда самым важным аспектом ведения бизнеса было обеспечение позиционного преимущества и наличие элементарных бизнес процессов, из инструментов маркетинга были только два: наличие вывески и скидки.
Главное – подкидывать дров, чтобы горело, вовремя платить кредиты и рулить командой менеджеров, которые вчера были просто твоими друзьями. Бизнес рос как на дрожжах, вернее на нефти, без особых на то усилий. О маржинальности русского бизнеса до сих пор ходят легенды…
Кстати, пришло время сказать про маркетинг, как мы с вами знаем, маркетинг, на пару с брендингом, выходят на сцену только тогда, когда предложение начинает превышать спрос, то есть наступает конкуренция. Что о конкуренции мог знать человек, выросший в стране тотального дефицита? Ничего, от слова совсем. А значит и ценность маркетинга ровным счетом — ноль.
Время стремительно неслось, а вместе с ним и перемены навсегда изменившие реальность и нас самих. В России полностью сформировалась структура рынка потребительских товаров и услуг: товарные и ценовые категории, целевые аудитории и прочие атрибуты входящего в зрелую фазу рынка.
Добавьте к этому появление всемирной паутины, которая открыла окно не только в Европу. Интернет формирует общество иного формата, здесь есть возможность получить любую информацию, есть выбор и собственное мнение, а также желания и мечты. Все, что необходимо для появления конкуренции, а следовательно и маркетинга.