Cursor image
Делаем бизнес по науке
Основы нейроэстетики
Нейробиология и психология цвета
[Анна шерер]

На стыке нейробиологи и эстетики

Нейроэстетика занимается изучением восприятия всего прекрасного, от природных явлений до предметов культуры и искусства. Причем здесь нейронаука? При том, что благодаря изучению процессов, которые происходят в головном мозге мы имеем возможность понять природу этих явлений. Нейроэстетика изучает почему одни объекты мы находим привлекательными, а другие уродливыми.

Исследования в этой области показывают, что наше восприятие красоты это совокупность нейробиологических, нейрофизиологических и нейрохимических процессов в головном мозге. Создатель этого направления, Семир Зеки, изучал реакции головного мозга в тот момент, когда испытуемые рассматривали признанные шедевры живописи, от Леонардо Да Винчи до Сезана и Моне. Ему удалось обнаружить, что в момент просмотра у человека активируется участок коры головного мозга, который отвечает за мотивацию и предвкушение удовольствия. Система ПОИСК, она же дофаминовая система.

Далее дело Зеки продолжил Вилейанур Рамачадран, который вывел несколько базовых принципов нейроэстетики.
Нейроэстетика занимается изучением восприятия всего прекрасного, от природных явлений до предметов культуры и искусства. Причем здесь нейронаука? При том, что благодаря изучению процессов, которые происходят в головном мозге мы имеем возможность понять природу этих явлений. Нейроэстетика изучает почему одни объекты мы находим привлекательными, а другие уродливыми.

Исследования в этой области показывают, что наше восприятие красоты это совокупность нейробиологических, нейрофизиологических и нейрохимических процессов в головном мозге. Создатель этого направления, Семир Зеки, изучал реакции головного мозга в тот момент, когда испытуемые рассматривали признанные шедевры живописи, от Леонардо Да Винчи до Сезана и Моне. Ему удалось обнаружить, что в момент просмотра у человека активируется участок коры головного мозга, который отвечает за мотивацию и предвкушение удовольствия. Система ПОИСК, она же дофаминовая система.

Далее дело Зеки продолжил Вилейанур Рамачадран, который вывел несколько базовых принципов нейроэстетики.

На стыке нейробиологи и эстетики

Нейроэстетика занимается изучением восприятия всего прекрасного, от природных явлений до предметов культуры и искусства. Причем здесь нейронаука? При том, что благодаря изучению процессов, которые происходят в головном мозге мы имеем возможность понять природу этих явлений. Нейроэстетика изучает почему одни объекты мы находим привлекательными, а другие уродливыми.

Исследования в этой области показывают, что наше восприятие красоты это совокупность нейробиологических, нейрофизиологических и нейрохимических процессов в головном мозге. Создатель этого направления, Семир Зеки, изучал реакции головного мозга в тот момент, когда испытуемые рассматривали признанные шедевры живописи, от Леонардо Да Винчи до Сезана и Моне. Ему удалось обнаружить, что в момент просмотра у человека активируется участок коры головного мозга, который отвечает за мотивацию и предвкушение удовольствия. Система ПОИСК, она же дофаминовая система.

Далее дело Зеки продолжил Вилейанур Рамачадран, который вывел несколько базовых принципов нейроэстетики.

Сейчас у нас есть нейроэкономика, нейромаркетинг, нейроархитектура, нейроархеология, нейроправоведение, нейрополитика, нейроэстетика и даже нейротеология. Некоторые из них просто нейроочковтирательство, но в целом они создают реальный и востребованный вклад во многие области.

[ВИЛЕЙАНУР РАМАЧАДРАН]

Любая обезьяна может достать банан, но только люди могут достичь звёзд

Люди приматы. Значит, мы также млекопитающие. Мы позвоночные. Мы мясистые, пульсирующие колонии десятков триллионов клеток. Мы являемся всем этим, но не являемся «всего лишь» этим.

Мы, в дополнение ко всему этому, являемся чем - то уникальным, чем - то небывалым, чем - о выходящим за рамки. Мы действительно нечто совершенно новое под солнцем, с неведомым и, возможно, неограниченным потенциалом. Мы первый и единственный вид, чья судьба всецело в его руках, а не только в руках химии и инстинктов.

Зависть к пенису

Комплекс кастрации у девочки...возникает благодаря тому, что она видит гениталии другого. Она сразу же замечает различие и, надо признаться его, его значение. Она чувствует себя глубоко обделенной, часто дает понять, что ей тоже хотелось бы "иметь такое же", в ней появляется зависть к пенису, которая оставляет неизгладимые следы в ее развитии и формировании характера.

[ЗИГМУНД ФРЕЙД]
Моя боль может быть причиной чьего-то смеха, но мой смех никогда не должен быть причиной чьей-то боли.
[Чарли чаплин]

Базовые принципы нейроэстетики

  • Принцип № 1 — группировка

    Человеку свойственно получать удовольствие от группировки объектов и их дальнейшего узнавания. Такое поведение берет свое начало в эволюции. Находясь в поисках пропитания и обнаружив животное, которое притаилось в чаще леса, человек переживал прилив энергии и предвкушал удовольствие, что приводило к стимуляции дофаминовой системы. Таким образом, складывая целостную картину из набора хаотичных предметов, мы испытываем возбуждение и удовольствие
    Экспрессия. Экспрессия. И еще раз экспрессия. И никакого словоблудства.
    Нет длинным, сложным и мудрёным предложениям, Федор Михайлович из другой оперы.

    Самая большая ошибка, которую можно совершить во взаимодействии с данным типом - это призыв быть как все и следовать общепринятым стандартам и правилам.

    И юмор, помните, что юмор в истории маниакального типа личности - самый важный защитный механизм, который помогает им преодолевать внутреннюю боль и пустоту.

    Особенности коммуникации

    Экспрессия. Экспрессия. И еще раз экспрессия. И никакого словоблудства.
    Нет длинным, сложным и мудрёным предложениям, Федор Михайлович из другой оперы.

    Самая большая ошибка, которую можно совершить во взаимодействии с данным типом - это призыв быть как все и следовать общепринятым стандартам и правилам.

    И юмор, помните, что юмор в истории маниакального типа личности - самый важный защитный механизм, который помогает им преодолевать внутреннюю боль и пустоту.
    Мужественный голос в рекламном ролике предлагает нам попробовать «настоящий шашлык» созданный по всем правилам. Заслышав брутальный рык «настоящего» мясника, ты застываешь в ступоре когнитивного диссонанса, в который тебя погружает визуальный ряд. Вместо мужественного и харизматичного мясника со всеми необходимыми атрибутами, перед вами предстает ровненький, чистенький, рафинированный мужчина в идеально отглаженном фартучке. Но это еще не все. Настоящий шашлык, по утверждению бренда, это идеально ровные кусочки мяса, которые выглядят вовсе не настоящими, а наоборот. Далее все по Станиславскому…

    И последнее, дизайн. Каждый элемент дизайна, начиная от цветового решения и заканчивая образами и логотипом, должны создавать единый, легко считываемый и непротиворечивый образ. Часто встречаю дизайны, где каждый, отдельный элемент — шедевр. Но все вместе это одна сплошная какофония, которая если и способна влиять на поведение потребителя, то только негативным образом.

    Навык распознавания несоответствий можно и нужно тренировать, особенно всем нам, работающим в области маркетинга и рекламы. После таких тренировок вы без труда сможете анализировать бренды, их психосемантические образы на предмет целесообразности и эффективности.

    Сейчас у нас есть нейроэкономика, нейромаркетинг, нейроархитектура, нейроархеология, нейроправоведение, нейрополитика, нейроэстетика и даже нейротеология. Некоторые из них просто нейроочковтирательство, но в целом они создают реальный и востребованный вклад во многие области.

    [ВИЛЕЙАНУР РАМАЧАДРАН]