В отличие от своей предшественницы, новая модель выстраивается вокруг человека, именно отсюда и название — клиентоцентричный маркетинг. Также одним из основных отличий новой модели является наличие у нее эмпирической базы — это фундаментальные принципы функционирования головного мозга и психики человека, понимание основных мотивационных механизмов и факторов, влияющих на принятие решений.
Гипотезы, здесь их принято называть инсайты, формируются исходя из глубокого анализа психографического профиля клиента, в котором учитывается не только контекст существования потребителя, но и все социальные связи, оказывающие существенное влияние на потребительское поведение.
Информация, получаемая путем наблюдений, так называемая small data, позволяет подмечать тончайшие нюансы целевой аудитории и проектировать достоверный контекст. Также существует множество методик, позаимствованных в психологии для классификации типов личности, а, например, проективные методики, инструмент клинической психологии, позволяют идентифицировать бессознательные, неудовлетворенные потребности клиента, которые будут критически важны для построения платформы бренда.
Понимание глубинных мотивационных факторов, направляющих поведение человека, а также контекста, в котором существует потребитель, дает возможность спроектировать потребительский опыт, то, что сегодня принято называть CJM — Customer Jorney Map, задействуя онлайн- и офлайн-каналы, при этом в разы увеличивая эффективность взаимодействия и снижая стоимость контакта.
Понимание основных принципов функционирования человеческой психики — стремление к удовольствию, избегание боли и сохранение гомеостаза — дает возможность моделировать поведение покупателя, формировать прочные долгосрочные отношения со своей целевой аудиторией путем положительной обратной связи.
Понимание основ когнитивной психологии дает возможность создавать эффективный визуальный интерфейс продукта, проектировать внешнюю коммуникацию с учетом всех аспектов восприятия и мышления, то, что принято назвать UX Design.
Таким образом, новая модель маркетинга — это клиентоцентричная модель, учитывающая все базовые аспекты существования потребителя: его когнитивную и эмоциональную сферы, контекст взаимодействия с брендом и продуктом, архитектуру выбора и принятия решения, что позволяет проектировать эффективное взаимодействие, существенно сокращая расходы и повышая рентабельность бизнеса.