Анна Шерер

MARKETING EVANGELIST
Поведенческий маркетинг
ПРОПАГАНДА
Что общего у маркетинга и политологии?
Весь покрытый зеленью...
Он не любил Долларию, так он называл США, а она, как часто оно бывает в таких ситуациях, воспылала к нему пламенной и страстной любовью.
Покорение Долларии было мгновенным, его теория была принята на ура, а практическое применение подхода обнаружилось в совсем неожиданном месте, принеся невероятный коммерческий успех.
Он создавал метод, которому предстояло изменить мир, приоткрыть занавес над тем, что позже получило название «внутренний театр», дать шанс на исцеление всем страждущим от психических расстройств, но у всего существующего на Земле есть своя темная сторона, и его метод не стал исключением, этой темной стороной оказалась пропаганда.
Мало кто знает, что Фрейд и его теория психоанализа, имеют отношение к созданию того, что сегодня известно как политология, управление массовым сознанием, маркетинг и PR. Сам Фрейд оказался втянутым в эту историю против своей воли и до конца жизни не мог простить своего американского племянника, который воспользовавшись теорией бессознательного применил эти знания в коммерческих целях. Имя Эдварда Бернейса также вошло в мировую историю, именно его принято считать отцом пропаганды и того, что сегодня мы знаем как public relations, а написанная им «Пропаганда» стала чуть ли не самой издаваемой книгой, наравне с мировыми шедеврами литературы, не потеряв своей актуальности по сей день.

Как так случилось, что теория бессознательного стала методологической основой пропаганды? Все дело в том, что человека нет без общества, вернее, человека создает общество и для того, чтобы познать индивидуальность отдельного человека, необходимо изучать его историю и историю его связей с окружающим миром. Так например, человеческое сознание развивается исключительно на основе человеческой речи, а адаптация формируется исключительно благодаря феномену социализации, ярким примером патологического развития данных процессов являются так называемые дети Маугли, это дети, выросшие за пределами человеческой стаи, попадая в человеческое общество после определенного возраста, они так никогда и не научаются говорить и мыслить, а их адаптация напоминает нечто вроде приручения, так что все эти мыльные истории о Тарзанах и крокодилах Данди, не более чем плод фантазии, реальность куда более прозаична и горька.


В поисках взаимосвязей между индивидуальным и коллективным, Фрейд, которого также называют археологом душ, отправился изучать историю рода человеческого, изложенную в мифах и легендах. Действительно, каждый миф, независимо от народа и его религиозной принадлежности содержит ценную информацию о том, какие трудности и испытания приходится проходить каждому из нас на пути развития и интеграции в общество.

Мы вынуждены преодолевать свои инстинктивные программы, которые существуют у всех млекопитающих и подчинять свои сиюминутные желания правилам и традициям, принятыми в обществе, а также вынуждены скрывать свои истинные желания, причем не столько и не только от других, но и от себя, во имя того, чтобы соответствовать ожиданиям тех, от кого зависит наше выживание.

Так, на основе анализа истории развития человечества и клинического материала своих пациентов, Фрейд формирует теорию бессознательного, ключевой идей которого является конфликт между Я и Они, а также идея о том, что аффективные переживания человека, которые не нашли своей реализации в реальности, остаются с ним навсегда, вытесненные в сферу за пределами сознания, но именно они, направляют и управляют поведением человека.

Эти желания и аффективные переживания находят свои отражения в наших снах, фантазиях и мечтах, иногда, это случается наяву, тогда мы называем это психозом, но в большинстве случаев именно эти нереализованные чаяния ложатся в основу человеческой продукции: бренды, товары, наши политические предпочтения и партии, выбор всего этого опосредован именно нашим бессознательным, отсюда вывод, который стал ключом к теории пропаганды, политологии и маркетинга: удовлетворение потребностей, тех самых, скрытых глубоко в бессознательном.

Другими словами, именно бессознательное определяет выбор и наши предпочтения, это становится особо актуальным именно сейчас, когда конкуренция достигла своего апофеоза и рациональные доводы потеряли свою актуальность, потому как все эти на 20% больше, выше, дешевле, перестали быть сколь нибудь значимыми при принятии решения о покупке. Оглянитесь вокруг, политические партии, как и бренды наперебой предлагают решить все наши проблемы, всего лишь в обмен…на голос или денежную единицу, превращая каждый наш шаг в политическое голосование.


Западная модель мироустройства с ее идеей рыночной экономики, где главным драйвером развития является конкуренция, мгновенно смекнула в чем преимущество теории Фрейда, как грибы после дождя стали рождаться многочисленные институты, изучающие законы формирования общественного мнения и потребительское поведение, появились многочисленные гранты в этой области, а также именитые ученые и звезды маркетинга и рекламы, например, Эрнст Дихтер и Американский Институт мотивационных исследований, который он основал аж в далеком 1946 году, так появился прикладной психоанализ, направление, выходящее за пределы терапевтического кабинета.

Американская политическая система с ее президентами - брендами и избирателями-потребителями также не осталась в стороне, многочисленные лобби-агентства, это своего рода рекламные агентства для политических целей, тут же взяли на вооружение идеи психоанализа, а основные приемы работы с пациентом легли в основу инструментов по управлению общественным мнением.
Именно в лоне политического психоанализа появились такие понятия как «мягкая сила», что является политкорректным аналогом пропаганды, а разработанный Бернейсом сценарий оранжевых революций, используется до сих пор. Интересно то, что инструменты используемые в политологии являются закрытыми для широкой публики, хотя используются уже не один десяток лет, иногда, мне приходит в голову конспирологическая идея о том, что критика Фрейда и его метода связаны именно с этим, дабы предотвратить распространение его идей в массы.


Как видите, у политологии и маркетинга очень много общего, единая теория объясняющая мотивы нашего поведения, единые инструменты воздействия на потребителя, идеология и концепция также две стороны одной медали, а также бренды/партии и их продукты/политическая деятельность. Самым важным, на мой взгляд, является также объект воздействия, это психика потребителя и чем более изощренными становятся методы воздействия на потребителя, тем острее встает вопрос профессиональной этики и ответственности.

Какой бренд создавать или какой продукт продвигать, кого приводить к власти или какой закон лоббировать зависит исключительно от воззрений каждого отдельного специалиста. Взаимовыгодное сотрудничество и манипуляцию разделяет тончайшая, порой весьма субъективная граница, которая заключается в том, что манипуляция это целенаправленное воздействие на людей без учета их интересов...


Информация по теме

Нужно признать что информации по данной теме очень и очень мало. Как правило, политология отдельно, психоанализ отдельно. Политология без психоанализа малоэффективна, психоанализ без специальной подготовки практически не перевариваем.

Почитать:
  • "Психология масс и анализ Я", Зигмунд Фрейд.
  • "Тотем и табу", Зигмунд Фрейд.
  • "Машина, творящая богов", Серж Московичи.
  • "Век толп. Исторический трактат по психологии масс", Серж Московичи.
  • "Пропаганда" Эдвард Бернейс.
  • "Информационные войны", Георгий Почепцов.
  • "Психологические войны", Георгий Почепцов.
  • "Психология массовой политической коммуникации", Т.В. Евгеньева, А. В. Селезнева.
  • "Психология влияния", Роберт Чалдини.

Посмотреть:
  • "Великий взлом", Netflix, есть на русском.
  • "Брексит", есть на русском.
  • "Опасная игра Слоун", есть на русском.
  • "Проект Ельцин", на русском.

Stay tuned.