Cursor image
Делаем бизнес по науке
ПРИКЛАДНОЙ НЕЙРОМАРКЕТИНГ
РЕБРЕНДИНГ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. ЧАСТЬ II
[Анна шерер]

Клинический подход в управлении

С позиции клинического подхода, организация это место совместного сосуществования, где согласуются цели и ценности отдельных людей и группы…а управление - это процесс создания порядка, причем порядка в сознании, в смыслах сотрудников.
Смыслы существуют в виде мифов и легенд, которые оформлены в нарратив создаваемый лидером, особенность адекватных нарративов в их устойчивости и неизменности, именно эти свойства формируют ощущение безопасности, необходимое для развития и роста.
Содержимое нарративов, которое также можно считать аналогом корпоративной культуры, наполнено разнообразными знаками и символами и является чем-то вроде аналога бессознательного у людей.
Очень важно отметить, что организация это своеобразное продолжение ее создателя и владельца, если хотите его бессознательное, котел, в котором кипят страсти и разыгрываются трагедии нереализованных надежд, при этом роль руководителя компании это своего рода Эго, качество которого зависит от личностных особенностей лидера.

Человек Иррациональный

Клиентоцентричный подход в бизнесе практикуется не только в маркетинге, но и в управлении организациями.
Новейшее направление, так называемый клинический подход, базируется на том, что основным ресурсом компании является человек, личность, и это означает наличие иррационального компонента в организационной динамике, в то время как стандартный подход в управлении ориентирован на бизнес процессы, усиленно игнорируя человеческий фактор, на который невозможно повлиять.

Где искать национальную идею?

Аналогичные процессы происходят и на уровне государства.
Историческое прошлое, традиции и обычаи, заключенные в мифы и легенды, культура и искусство - все это является бессознательным народа, определяя его бытие сегодня и развитие будущих поколений завтра.
Анализируя бессознательное государства, на примере наиболее выдающихся произведений литературы, можно выделить основной или несколько главных нарративов, которые являются определенным симптомом внутреннего, бессознательного конфликта целого народа.
Почему это так важно?
Потому что именно конфликт управляет динамикой системы, не углубляясь с психодинамическую теорию, скажу только, что суть конфликта - это невозможность удовлетворить определенные потребности, что ведет к накоплению энергии и поиску путей ее утилизации, на уровне государства это тот самый бунт, безудержный и беспощадный…
Одновременно именно конфликт, вернее желание его разрешить, является зоной ближайшего роста или мотивацией, которая обычно оформляется в концепцию бренда или государственную идею, да, именно наши внутренние конфликты являются стимулом для развития и личностного роста, а также, двигают наши бизнес проекты, именно поэтому так важно установить те самые имплицитные цели человека, которые затем, лягут в основу бренда, наполняя его энергией и жизнью.

Тварь дрожащая или право имею?

Чтобы определить «зачем» русского народа прибегнем к контент анализу литературных произведений, наиболее ярко отражающих конфликт русского бессознательного, за это у нас отвечают психологи души русской, хотя с с этим утверждением можно поспорить, Федор Михайлович и Лев Николаевич. Произведение, которое, на мой взгляд наиболее точно отражает основной нарратив консервативного большинства это «Преступление и наказание»…то самое, пресловутое (…тварь дрожащая или право имею…) буквально зеркальное отражение конфликта, раздирающего русскую душу.
Суть конфликта сводится к подавленной агрессии, глубоко вытесненной в бессознательное и ставшей на пути эмоциональной зрелости, сформировав ту самую дрожащую тварь…
Нужно сказать, что вопрос выражения агрессии играет ключевую роль в нормальном развитии личности, вытеснение агрессии ведет к формированию различных форм патологии, например, зависимости.
Зависимость вообще является характерной особенностью русского народа, что немудрено, учитывая суровость климата, протяженность территории и геополитические события на всей протяженности русской истории, когда твое физическое выживание целиком и полностью зависит от среды, тут знаете ли, не до агрессии и индивидуальности.
Да, как бы странно это не звучало, именно агрессия, способность ее выражать и демонстрировать в определенный сенситивный период развития является основой индивидуальности и самостоятельности, подавляя агрессию, мы навсегда остаемся в зависимом положении, переполняемые страхом, тревогой и виной.
При этом, важно понимать, что агрессия никуда не девается, она так и остается с нами, также навсегда, время от времени порождая терзания по образу и подобию Раскольникова, либо, формируя депрессивный или мазохистический типы характера, которыми наполнены произведения Толстого, вид реакции зависит от типа нервной системы, кто-то сваливается в самоуничижение, кто-то в вечный русский бунт, а кто-то, всю жизнь раскачивается на качелях "тварь дрожащая или право имею", что в медицинской терминологии именуется биполярным расстройством.

Ищем нарратив

Таким образом, вот они, три ключевых нарратива русского народа: самоуничижение, бунт, вечные сомнения, очень похоже, не правда ли? Добавьте сюда распределение целевой аудитории согласно теории диффузии инноваций и вот вам социо-политический срез общества: вечно бунтующие либералы-декабристы, порядка 18%; вечно колеблющиеся около 35%; и вечное консервативное большинство также около 35%; маргинальное меньшинство около 8%.

Что в таком случае является зоной ближайшего развития, куда стремиться? В чем будет заключаться мотивация?
Ближайшая зона развития это преодоление конфликта, получение нового опыта, который даст возможность контакта с собственными чувствами, с агрессий.

Кстати, тут необходимо отметить, что агрессия в психологии воспитания имеет несколько иную коннотацию нежели обывательские представления. В психологическом смысле, агрессия это энергия, которая направлена на преодоление определенных действий, то есть каждый раз, испытывая потребность, ваш организм выделяет норадреналин, который активирует агрессивный аффект, говорю об этом, чтобы исключить разного рода иллюзии о том, что агрессия это плохо…

Агрессия это важно, агрессия, если хотите, залог выживания индивида.
Проблема наступает только тогда, когда ее выражение, а соотвественно, стремление удовлетворять свои потребности, умение защищать свои границы, навык самоуважения, порицается, осуждается, а то и вовсе предается обструкции, это является основной причиной по которой люди находятся в дефицитарно - инфантильном состоянии, отчаянно застряв в зависимом положении, преодолеть которое, без посторонней помощи практически невозможно, как говорил Фрейд: «анатомия это судьба»…

Нужно признаться, что в нашем обществе людей, преодолевших данный конфликт ничтожно мало, всего около 2,5%, именно эти люди являются эмоционально зрелыми, сумев интегрировать оба радикала: автономию и зависимость, что является гарантией целостной личности, имеющей прочную связь с реальностью и несущей ответственность за свою жизнь и что еще более важно, берущей ответственность за жизнь других.

Учитывая все вышеизложенное, вывод напрашивается сам собой, политика государства должна быть направлена на формирование благоприятных условий, в которых возможно изменение устоявшихся стереотипов и патологических установок, это должно стать, если хотите, национальной программой по воспитанию будущих поколений, только так, формируя благоприятные и безопасные условия, государство сможет обеспечить психологически зрелое население.

Национальная идея и ценности

Таким образом, определив внутренние конфликты, зону развития и ведущие мотивы, нам необходимо переложить эти психологические понятия на язык концептуальный, то есть сформулировать национальную идею или зачем, идентифицировать ценности, которые будут резонировать со всеми группами ЦА.

Если помните, то ведущим мотивом консервативного большинства является потребность в безопасности и принадлежности, выражаясь языком психологическим, это люди зафиксированные на этапе зависимости, переводя на язык ценностей это означает верность своим традициям, культурному и историческому прошлому, гордость и принадлежность к великому народу, именно эти люди обеспечивают устойчивость и безопасность государства. Данные ценности являются основополагающими для выживания любого народа, трансформированные в нарратив, они формируют устойчивость, надежность, стабильность и безопасность, что в свою очередь является необходимым условием для формирования среды способной к изменениям и преобразованиям.

Преобразование это удел вечных бунтарей, представленных либерально-демократическим сектором, это люди, застрявшие на этапе автономности, ведомые сопротивлением, внутренней борьбой и потребностью быть иными. Несмотря на то, что они доставляют массу неудобств и представляют угрозу для консервативного большинства, вечно раскачивая лодку государственного уклада, именно они являются источником прогресса и изменений, при условии, что их энергия направлена в позитивное и созидательное русло, при истреблении этой части населения, государство оказывается погрязшим в беспросветной серости и унынии, то, что мы пережили в эпоху застоя времен СССР. Переводя их потребность на язык ценностей, мы получаем стремление к преобразованиям, изменениям и росту.

Таким образом, соединяя ценности двух наиболее ярких групп, напомню, что третья многочисленная группа находится в секторе неопределившихся, то есть, может примыкать либо к одним либо к другим, исходя из обстоятельств, как внешних так и внутренних, мы получаем приверженность традициям с одной стороны и потребность в преобразованиях с другой, идеальная формула ведущая к прогридиентному и устойчивому развитию, в интерпретации Гегеля именуемой синтезом.

Что касается национальной идеи, то здесь бы я обратилась к тем самым 2,5%, сумевшим преодолеть кризис зависимости и автономности, интегрировав оба радикала, то есть, это люди, которые являются независимой системой, способные обеспечить адекватную адаптацию, то есть безопасность и одновременно с этим возможность развития и роста, руководствуясь принципами реальности и ответственности, именно такие люди, стремясь к полноценному и продуктивному существованию, способны обеспечить устойчивость и развитие государства - это и есть основа для формулирования национальной идеи.

Именно люди, народ - есть наивысшая ценность государства и обеспечить условия необходимые для полноценного и продуктивного развития является приоритетной задачей государства, потому что именно от этого фактора в конечном итоге и зависит существование самого государства.

Зачем мы миру?

Помимо четко сформулированной системы ценностей и национальной идеи, объединяющей государство и его народ в единую систему, всегда существует «зачем» обращенное вовне, своеобразный мост, как связующее звено между страной и внешним миром, то, что называется вектор внешней политики.

Если мы посмотрим на геополитическую ситуацию в разрезе клинического подхода, мы увидим весьма занятную картину, посмотрев на Восток и Азию, мы увидим преобладание коллективного над индивидуальным, ярким примером является Япония, где всякая индивидуальность есть прямая угроза целостности общества и именно это является головной болью сегодняшней правящей партии, подавляя стремление к индивидуальности, государство начинает увязать в ритуалах, серости и однообразности, я уже не говорю о психической реальности японцев, с их первым местом по количеству суицидов и онкологических заболеваний.

Теперь, обратим взор на Запад, в частности на США, где идея доминирования индивидуальности получила наибольшее распространение, но, нарушив равновесие и баланс сил, Соединенные Штаты создали мину направленного действия, чьей целью является собственное население, что угрожает перерасти в настоящий гражданский конфликт, именно этот перевес индивидуального над коллективным, привел к победе Трампа, который провозгласил приоритет консервативных и традиционных ценностей.

Я уверена, что в ситуации глубокого крена Востока в область общественного, а Запада в область индивидуального, Россия, с ее уникальным территориальным расположением, а также национальной идей баланса между традициями и инновациями, способна служить своеобразным эталоном, если хотите медиатором, мостом между Западом и Востоком.

«Сказать жизни «Да»

Конечно, меня можно упрекнуть в излишнем отрыве от реальности и преобладанием идеального над материальным, собственно, для психолога это вовсе не ново, в академической психологии это имеет статус краеугольного камня всей психологической науки и носит название психофизиологической проблемы, определяя направленность той или иной парадигмы, в сторону материального или биологического, или, в сторону идеального, психического.

Кстати, проблема не решена до сих пор. Но вот, что я скажу, современные исследования головного мозга, изучение нейронов ни на йоту не продвинуло нас к пониманию проблемы сознания и не раскрыла суть человеческой психики, потому что психическое не равно физическому, то есть мозг не есть психика, но и психика и мозг находятся в определенной взаимосвязи, обеспечивая единство и успешное функционирование, открыть эту связь человечеству еще предстоит и возможно само наличие этой связи будет демонстрацией всему человечеству в необходимости поиска баланса и равновесия.

Тем не менее, человечество идет по пути наименьшего сопротивления, ориентируясь на рациональные аспекты бытия и полностью игнорируя аффективно-эмоциональную составляющего человеческого существа, что, как уже упоминалось выше, приводит к трагическим последствиям. Рассуждения о примате материального над идеальным длятся по сей день, много критики и аргументов с обеих сторон, кто-то считает, что духовность это удел интеллектуальных бездельников, а кто-то считает, что быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей, и то и другое всего лишь отражение личного опыта спорящих.

Однако, история порой подкидывает нам парадоксальные случаи, которые служат демонстрацией уникальных возможностей, которые таят в себе дух и воля, раз за разом являя торжество последних над материальным. Одним из ярких примеров является судьба Виктора Франкла, человека, изменившего представления о силе духовного, создавшего направление логотерапии в психологии, суть которого сводится к исцелению смыслом. История этого человека описана в маленькой книжке, которую стоит прочитать каждому, кто претендует называться человеком, это история человека бывшего узником концентрационного лагеря и сумевшего выжить, выжить вопреки законам материального и благодаря наличию смысла, книга называется: «Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере.